Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 16

Необходимо отметить, что в церковном богослужении можно выделить две основные компоненты: связанную со временем и вневременную, выводящую нас за рамки настоящего времени. С одной стороны, таинства не принадлежат времени этого мира, они связывают нас с надвременным Богом, являются актуализацией нашего спасения, совершенного Христом. Все таинства укоренены во Христе в Его спасительном подвиге. И все они, особенно Евхаристия и Крещение, являются актуализацией, т.е. явлением во всей силе того, совершенного однажды, действия спасения, которое является центральным для всей христианской веры. Именно поэтому таинства не принадлежат времени. С другой стороны, мы знаем, что богослужения подчинены определенным временным циклам. В Церкви ежедневно совершаются службы суточного круга, каждые семь дней мы празднуем воскресение, ежегодно мы празднуем Пасху и другие праздники. Т. е. с другой стороны, человек живет во времени, и поскольку время это одна из главных компонент того мира, в котором он существует, постольку существуют богослужения, связанные со временем. Можно говорить о богослужении таинств и других обрядов и священнодействий, вневременных по своей сути, и с другой стороны можно говорить о богослужебных кругах. Богослужебным кругам будет посвящена вторая часть курса, где мы будем говорить о службах суточного круга и о праздничных кругах: седмичном, годовом неподвижном и годовом подвижном. А сейчас, первую часть курса мы посвятим богослужению церковных таинств и в первую очередь Евхаристии.

Евхаристия является главным таинством, венцом всех остальных таинств. Именно в Евхаристии осуществляется то, ради чего существует и Церковь и церковное богослужение: именно в Евхаристии мы можем соединиться с Богом. Таинство Евхаристии установлено Христом на Тайной Вечере. Основными новозаветными текстами, повествующими о Евхаристии, являются описания Тайной Вечери, их в Новом Завете четыре. И кроме того, 6 глава Евангелия от Иоанна, где Христос Сам раскрывает смысл этого таинства. Шестую главу Евангелия от Иоанна, пожалуйста, внимательно прочтайте дома.

А сейчас давайте обратимся к вопросу о том, как Христос совершил Тайную Вечерю, и как это описано в Новом Завете. Возьмем таблицу, вчерашнюю распечатку. Здесь в столбике выписаны повествования о Тайной Вечери из Нового Завета: Матфей 26 глава, Марк 14 глава, Лука 22 глава и Первое послание к Коринфянам 11 глава. Сравним для начала повествование Матфея и Марка.

Я читаю описание евангелиста Матфея: «Ядущим же им (когда они ели), прием Иисус хлеб и благословив (по-гречески «ευ̉λογήσας» («евлоги́сас»)), преломил и даяше учеником, нарече: «приимите, ядите сие есть Тело Мое». И прием чашу и хвалу воздав («ευ̉χαριστήσας» («евхаристисас»)), даде им, глаголя: «Пийте от нея вси – сия будет Кровь Моя Нового Завета, яже за многие изливаемая во оставление грехов. Глаголю же вам, яко не имам пити отныне от сего плода лозного до дне того, егда е пию с вами нового во Царствии Отца Моего». И воспевше, изыдоша в гору Елеонскую» (Мф. 26). Вот повествование евангелиста Матфея.

Прежде всего, обратим внимание на то, что установление Тайной Вечери ставится в контекст Пасхальной вечери. Если мы посмотрим не только этот фрагмент, но всю 26 главу евангелиста Матфея, окажется, что Христос устанавливает эту Евхаристию во время Пасхальной вечери, когда иудеи вкушали пасхального агнца. Пасхальный же агнец был знаком центрального события ветхозаветной религии: а именно – освобождения народа Израиля от египетского плена. Этот агнец был одновременно и жертвой, заместительной жертвой. Напомню вам события исхода: Ангел смерти истребляет всех первенцев египетских, но вместо первенцев иудейских, они закалывают агнцев. Вот как говорится в книге Исход в 12 главе: «Созвал Моисей всех старейшин сынов израилевых и сказал: «Идите, выберите, возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите Пасху. И возьмите пучек иссопа, обмочите в сосуде и помажте, перекладину и оба косяка двери кровью, которая в сосуде, а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. Пойдет Господь поражать Египет и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках. И пройдет Господь мимо дверей, не попустит губителю войти в домы ваши для поражения»».

Итак, этот закланный агнец спасал иудеев от поражения, т.е. он являлся заместительной жертвой. Этот агнец прообразовал жертву Христа. Христос также спасает людей, являясь за них жертвой. И также как евреи были освобождены от египетского пленения, также и мы христиане освобождаемся через Христову жертву от плена греху и тлению. Христос избавляет нас от этого плена.

Кроме того, Пасха была центральным моментом всей ветхозаветной религии, и поэтому Христос, устанавливая главное таинство Нового Завета во время пасхальной трапезы, также дает понять, что это есть конец, что эра Ветхого Завета закончилась, и что наступила эра Нового Завета. И в то же самое время, что этот Ветхий Завет был не случаен, что он прообразовал Новый Завет, и завершился центральной трапезой Ветхого Завета, переходящей в главную трапезу Нового Завета.

Почему Христос совершил таинство над хлебом и вином, почему именно хлеб и вино избраны Господом для этого главного таинства? Символика хлеба и вина в Библии прослеживается весьма отчетливо: хлеб – это то, без чего человек существовать не может. О хлебе в Ветхом Завете сказано очень много. Это одновременно и главное средство для существования и дар Божий. С другой стороны, вино, если его употреблять с умеренностью, также является даром Божиим, и в Ветхом Завете часто символизирует особое благоволение Божие к человеку. Оно веселит сердце человека, и небольшое количество вина в ветхозаветных текстах часто является символом утешения, даруемого Богом. Скажем, у пророка Амоса (9,14), Осии (2,22) и в других местах. В то же самое время вино – напиток неоднозначный и в большом количестве оно имеет противоположное действие. Вино нужно употреблять с осторожностью. То есть это напиток, который с одной стороны, требуется употреблять с благодарностью, а с другой стороны, - с осторожностью. И, кроме того, вино имеет символику Нового Мессианского Царства. Христос, говоря о Новом Завете своем, ((Мк. 2,22) и др.) говорит, что Новый Завет есть новое вино, разрывающее ветхие мехи, то есть Сравнивает Новый Завет с новым вином. И, наконец, вино входит в обычную пищу человека, вино входило в состав жертв Ветхого Завета, и оно употреблялось для Пасхальной вечери.