Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 52

Мы практически полностью выяснили происхождение каждого из элементов византийского чина Божественной Литургии и его практическое назначение. Осталось несколько совсем несущественных элементов, таких как 33 Псалом в конце и другие.

Закончим с историей развития византийской Литургии. Начиная с XII- XIII и особенно в XIV веках появляются уставы Литургии. К богослужебным рукописям Литургии добавляются уставы Литургии. Что это такое? Это книга, которая содержит чинопоследование Литургии и других таинств. В византийской традиции появляется Евхологий, что можно перевести с греческого буквально как молитвослов («ε̉βχή» («евхи») молитва, «λοόγος» («логос») слово). В русской традиции Евхологий разделятся на три книги: «Чиновник» - для епископов, «Служебник» - чины Литургии и некоторых других служб, предназначенный для священников, и «Требник», который содержит все таинства, кроме Литургии, и многие другие чинопоследования и предназначен, как для священников, так и для епископов. «Требник» это то из Евхология, что не вошло в «Служебник» или «Чиновник». «Требник» содержит в себе «требы»этим и определяется его название. Служебник содержит службу. Служба это славянский перевод слова «литургия», по-гречески было бы «литургиарий» или «литургикон». И, действительно, греки сейчас используют такую книгу – «Литургикон»

Самые важные исследования византийских евхологиев до сих пор еще не опубликованы. Я прошу вас обратить внимание на работу: Антоне Жакоб «История греческого формуляра Литургии св. Иоанна Златоуста» (1968). Эта диссертация до сих пор не опубликована. Жакоб показывает, что сохранившиеся рукописные евхологии византийского времени можно разделить на несколько редакций по виду Литургии. Древняя Южно – италийская редакция, первая константинопольская редакция, вторая константинопольская редакция (эти редакции отличаются меду собой набором молитв и некоторыми другими второстепенными деталями). Нужно отметить, что древнейшие типы формуляра литургии Иоанна Златоуста, такие как южно-италийский древний тип или константинопольский древний тип, практически не содержат рубрик. Рубрика от латинского «рубратос» - красный – это разные указания обрядового или уставного характера, которые помещаются между молитвами. Когда мы открываем служебник, то видим, что между молитвами помещены разные обрядовые и уставные предписания – их называют рубриками, от слова «красный». Евхологии первоначальных редакций практически не содержали рубрик (максимум – названия молитв). В последовании Литургии между молитвами достаточно много других текстов: и песнопения, и различные действия, обряды, которые требуют кодификации, описания последовательности. Но эта информация в то время передавалась изустно, поэтому в древних евхологиях есть молитвы, но никаких указаний мы там не находим, хотя они необходимы. Между молитвами на практике находились антифоны, а в Евхологии про них ничего не сказано, (передавалось изустно, что между молитвами поем антифоны, делаем какое-то обрядовое действо). Но со временем возникла потребность записать обряды и различные второстепенные формулы: второстепенные возгласы, например: «Благослови, владыко», слова при раздроблении хлеба «Раздробляется, разделяется Агнец Божий …», разные формы, не такие важные, как молитвы, указания о том, что должен петь хор или как производится тот или иной обряд начали записывать достаточно поздно в XII, XIII и XIV в. Такие записи обрядов Литургии носят название «Устава Литургий». Первоначально они служили как вспомогательные средства: в «Уставах Литургий» не выписывались молитвы (они продолжались записываться в Евхологии без рубрик). Священник первоначально выучивал устав, последовательность службы, а потом брал Евхологий: он уже знал на память когда что говорить, и читал молитвы, перемежая их обрядами. Затем для удобства куски из устава стали просто включать в Евхологий (так как мы видим это сейчас): идет молитва, следом идет кусок из «Устава Литургии». Не нужно путать этот устав с Церковным уставом. Церковный устав это совершенно другая книга. «Устав Литургии» это запись обрядов литургии. Сейчас сохранилась та же форма записи: молитвы перемежаются с указаниями уставного характера. Самым распространенным оказался Устав, написанный в середине XIV в. игуменом (великого Лафга?) на Афоне, а впоследствии Патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным. «Диатаксис» Филофея это, можно сказать, конец развития чина Божественной Литургии. С тех пор как Филофей написал свой «Диатаксис», зафиксировал практику совершения Божественной Литургии в монастырях Афона в середине XIV в., (поскольку он сам был игуменом (великого Лафга?) и написал его в свое игуменство), с тех пор чин Литургии практически не изменяется. Венцом развития явилось составление «Диатаксиса» Филофея, где он зафиксировал всю существовавшую до него практику. «Диатаксис» позже объединили с молитвами. Получилось то, что мы видим сейчас: молитвы перемежаются ектениями, рубриками и разными другими указаниями. Так сложился чин Литургии. Существовали и другие редакции Литургий, не только Филофея, но «Диатаксис» Филофея оказался наиболее распространенным. В Болгарии при Патриархе Ефимии во второй половине XIV в. «Диатаксис» Филофея был переведен на церковно-славянский язык. И этот в ефимио-филофеевской редакции издания Служебник на славянском языке вводится в России в начале XV в., и с тех пор мы практически без изменений пользуемся им. Наша русская славянская редакция текста Литургии восходит к этому Ефимио-филофеевскому Служебнику второй половины XV в.

Проскомидия

О символике хлеба и вина мы с вами вчера уже говорили. Что такое проскомидия? Проскомидия – приготовление даров. Как мы видели, в древних литургиях приготовление даров сводилось к тому, что диаконы просто отбирали лучший хлеб и лучшее вино. Но уже в VIII в. впервые отмечается обычай не просто полагать хлеб на дискос, но изымать из хлеба центральную часть, так называемый Агнец и полагать на дискос не весь хлеб, а эту изъятую центральную часть. (Может быть этот обычай существовал и раньше, но в VIII в. он отмечается в «Толковании на Литургию» свт. Германа Константинопольского). Этот обычай имеет и символический и практический характер: Агнец не просто изымается из просфоры, но надрезается крестообразно так, что его можно преломить (когда его разламываешь, он не рассыпается как хлеб на крошки).