Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 47

Чин Божествнной литургии IV-V веков (в том виде как он нам известен), в VI веке претерпевает изменения, связанные с особенностью церковной архитектуры Константинополя.

Как происходила Божественная Литургия в Константинополе в VI, VII, VIII веках? В этот период появляется торжественный обряд входа в храм. С появлением обряда входа в храм - Малого входа, связаны пункты нашей таблицы под номерами: 2.1., 2.2. и 2.3.

Верующие собирались в храме или в нардосе – внутреннем притворе а затем, когда подходил архиерей, в данном случае Константинопольский Патриарх, он входил в храм, при этом пелись специальные входные песнопения. При этом первоначальным песнопением входа в храм было Трисвятое, то есть песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

Во второй части курса мы будем знакомиться с основными византийскими гимнографическими жанрами. Одним из главных гимнографических жанров Византии является тропарь.

Трисвятое, один из древнейших тропарей. Трисвятое образовано путем соединения двух библейских текстов. Трисвятой песни ангелов из шестой главы Книги пророка Исайи «Свят, Свят, Свят». Это та самая песнь, которая входит в состав Литургии под видом «санктуса», это и есть «Свят, Свят, Свят». И из 41 Псалма «Возжажда душа моя к Богу крепкому, живому». Если вставить слова «Бог крепкий, живый» после «Свят, Свят, Свят», то получается «Святый Бог». На церковно-славянский переведено не очень корректно. У нас получается обращение «Святый Боже», по-гречески это звучало бы «Άgνήο̉ Θέε» «А́ги о Тее», но в греческом языке не звательный падеж, а именительный «Ά́γιος ο̉ Θέοσ» («А́гиос о Те́ос»), по-русски это правильно было бы перевести как «Святой Бог», не звательный - «Святый Боже», а именительный. «А́гиос о Те́ос». Потом «Святый Крепкий» - «Богу Крепкому, Живому», «Ά́γιος Ίσχυρός» («А́гиос Исхиро́с»). И «Живой» заменено на «Бессмертный» - «Святый Бессмертный» - «Ά́γιος Άθάνατος» («А́гиос Ата́натос»), прибавлены слова «ε̉λέησον η̉μάς»(«эле́исон има́с») – помилуй нас.

Впервые Трисвятая песнь в качестве входного песнопения зафиксирована в житии святого Василия Великого. Он жил в IV веке, житие составлено, конечно, несколько позже, но, во всяком случае, раньше VI века. Вы, наверно, читали «Закон Божий» Слободского. Там говорится, что «Трисвятая песнь» была явлена отроку, который во время землетрясения в VI в. вознесся на небо. Но, оказывается, что она зафиксирована уже в житии святого Василия Великого (IVв.), где говорится, что Василий Великий воспел с народом песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» и перед ними оторились зперте дери хрма. Как же примирить эти 2 свидетельства? Оказывается, что эта песня составлена раньше VI века.

В VI веке было очень много монофизитов, в том числе и в самом Константинополе. И, когда началось землетрясение, они выбежали на улицу, стали петь эту песню, уже давным-давно всем известную, но с монофизитской прибавкой – «распныйся за ны», вы, наверно, слышали такую прибавку – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распныйся за ны, помилуй ны». Но землетрясение продолжалось все сильнее и сильнее. После этого, видимо действительно одному отроку было явлено это откровение - что «распныйся за ны» петь не нужно, что это ересь монофизитская. То есть Слободской не совсем правильно описывает, не песнь была составлена в VI веке, а в VI веке отказались от монофизитского прибавления, которое первоначально восприняли в Константинополе. Потому, что песня засвидетельствована уже в житии Василия Великого, и там она засвидетельствована именно как входное песнопение.

В житии Василия Великого описывается следующее. Ариане захватили одну из церквей в Кесарии Капподакийской, утверждая, что они имеют на нее права. Тогда Василий сказал: «Давайте испытаем - запрем двери изнутри и посмотрим - кому удастся войти в церковь, того она и есть». Ариане не смогли войти, но после того как Василий Великий запел «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Двери церкви отворились сами собой, он вошел в храм и совершил Литургию. Т.е. Трисвятое здесь явно выступает в качестве входного песнопения: они поют Трисвятое и входят в храм. Так появилось Трисвятое (2.3.) в составе Литургии.

Со временем к Трисвятому прибавили молитву – пение Трисвятого сопроводили специальной молитвой «молитву Трисвятого».

Через некоторое время, по прошествию веков, Трисвятое настолько вошло в состав литургии, что люди перестали его воспринимать как входное песнопение, и тогда появляется еще входной псалом.

Входной 94 Псалом появляется в Византии: уже в VIII - X веках перед Трисвятым поется входной псалом. Шестой стих этого Псалма как раз и соответствует входу: «Приидите, поклонимся и припадем к Нему». В качестве входного песнопения всегда поется: «Приидите, поклонимся и припадем к Христу. Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый, аллилуйя» На самом деле весь этот псалом является входным. Если мы возьмем Ирмологий, посмотрим в таблицу, то мы узнаем, что на Литургии могут петься 3 вида антифонов. Антифоны (пункт 1.3.) бывают трех видов: будничные, изобразительные и праздничные. Древнейшим из этих видов оказывается будничный антифон, как раз третьим будничным антифоном является 94 псалом. При этом к каждому новому стиху припев - «Спаси нас, Сыне Божий …».

Последний стих 94 Псалма - это и есть «Приидите, поклонимся» плюс «Спаси нас, Сыне Божий». То есть «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» - это не отдельное песнопение а просто последний стих входного псалма, который звучит полностью, когда мы поем будничные антифоны (что сейчас по Уставу бывает достаточно редко). Как правило, сейчас поют изобразительные антифоны.

Императору Юстиниану принадлежит составление тропаря «Единородный Сыне, Слове Божие, безсмертен сый» - то есть это песнопение тоже относится к VI веку. Мы видим его в разделе 1.3.2. в гимне «Единородный Сыне» - видите, курсивом обозначено. На этом месте он поется в настоящий момент. А первоначально он пелся со входным 94 Псалмом, т.е. вместе с пунктом 2.2.