Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 92

Полиция специально ждала, когда его можно будет забрать. В старые времена нельзя было так просто взять духовное лицо, светскому суду оно было не подвластно. У нас этого нет, у нас просто определение. В католическом учении о таинстве священства священство есть невидимая печать, и она не может быть никак снята. Даже если священник каким-то страшным образом согрешает, он все равно остается священником. Вы не читали книгу Грина «Сила и слава»? Очень известная книга. В ней описывается жизнь некоего священника в Мексике во время гонения на Церковь. Там этот священник впадает во все смертные грехи, но, тем не менее, остается священником. Это католическое представление о священстве. В православии несколько иное представление: священник получает особый дар служения в Церкви. И он как получил этот дар, так же может его и потерять. Как он его теряет? Если священник совершает что-то, что не согласно с его саном, то епископ решает, что дар этот утрачен и подписывает бумагу: «Такой-то извергнут из сана». Извергнутый из сана считается полноценным мирянином. Если мирянин совершит убийство, он отлучается от причащения на многие годы, священник, совершивший убийство извергается из сана, но может причащаться. Поскольку есть правило (одно из важнейших правил в каноническом сознании), что нельзя за преступление наказывать дважды. Если он второй раз убьет, тогда он уже наказывается как мирянин. Точно также Филарет Денисенко на Украине: его сначала извергли из сана, а затем только предали анафеме, потому что он продолжал вести себя по прежнему. Но у нас, как правило, из сана сразу не извергают. Это слишком серьезно – извергать из сана. Священника за проступок, как правило, сначала запрещают на некоторое время (то есть епископ не разрешает ему служить) и смотрят, что будет. Если он исправляется, то ему опять разрешается служить. Это не извержение из сана, а временное запрещение. Извержение из сана применяется редко. Но священник сам может отказаться от священства. Например, Вячеслав Полосин – клирик перешел в ислам, через какого-то там шейха Авислаха и является у них священником. Есть еще вопросы о таинстве священства?

Вопрос: Если женщина меняет пол, она тоже не может быть священником?

Ответ: Это на самом деле сложный вопрос, который меня тоже мучает. Ответ на этот вопрос такой: каким тебя Бог создал, таким и нужно быть. То есть сама операция смены пола это достаточно большой грех. Тогда можно просто применить правило, что человека, который имеет этот грех нельзя рукополагать. Но нужно также отметить, что в Византии рукополагали женщин в дьякона. Эта степень называлась дьяконисса. Дьяконисса должна была быть безбрачной. После XII –XIII в. эта степень не встречается, она ушла из практики. Но до XII в. очень широко рукополагали в дьякониссы. Шел разговор о том, чтобы возродить эту степень. Например, святая княгиня Елизавета, сестра императрицы хотела в своей Марфо - Мариинской обители возродить эту традицию, возродить чин дьяконисс, возможно даже у них была дьяконисса, кроме того, в середине XIX в. какую-то дьякониссу рукополагал Филарет Московский. Такое рукоположение, возможно, потому что его чин сохранился, и с этим никаких проблем нет.

Вопрос: А какие у дьяконисс обязанности?

Ответ: Все обязанности у дьяконисс не богослужебные. Дьякон первоначально, в первой древнейшей Церкви имел не богослужебные обязанности. Дьякону в основном были поручены социальные служения: следить за домами престарелых, больницами, смотреть, чтобы деньги, которые люди жертвуют на бедных шли не кому-то, а бедным. Кроме того, дьякон ходил по больницам, причащая больных. Дьякон не может совершать Евхаристию, но может причащать, соответственно дьяконы ходили по больницам, домам причащали. Если человеку не надо исповедоваться, а просто надо причаститься, то дьякон вполне может его причастить. Дьякон не может исповедывать, совершать таинство, но причащать может. Дьяконы участвовали при крещении. Дьякониссы, может быть, причащали женщин в больницах и помогали при крещении женщин, поскольку женщин крестили обнаженными, и чтобы всем было удобно, нужны были дьякониссы. Специальных богослужебных функций они не имели, а были связаны скорее с социальным служением. Дьякон, вы знаете, носит орарь на плече, а дьякониссы носили мофорий: мофорий – это такой платок, опускающийся с двух сторон, может быть, вы видели на иконах Божией Матери.

По каноническим правилам чтец и певец могут вступать в брак, а иподьякон уже нет. При этом иподьякон считается у нас церковной степенью, а на Западе – иподьякон это дополнительный дьякон, и считается священной степенью: по латински – субдьякон. Поэтому иподьяконы, которые стоят у нас при архиереях, в большинстве случаев не имеют поставления в иподьяконы. У нас иподьяконы это обычные семинаристы – мальчики, которые не успели еще жениться, поэтому служат алтарниками при архиерее. То есть это не рукоположенные иподьяконы. В большинстве епархий рукоположенных иподьяконов бывает крайне мало. Если иподьякон рукоположен, он может касаться престола. А такой иподьякон, он как алтарник и не может касаться священных сосудов, престола, считается не священным лицом.

У нас в большинстве храмов в чтеца и певца обычно не поставляют, хотя можно было бы и нужно было бы поставлять. В чтеца и певца можно поставлять с двенадцатилетнего возраста. По древнему каноническому правилу в иподьяконы поставляют с двадцати летнего возраста, в дьяконы с двадцати пяти лет, в священника с тридцати летнего возраста. Каноны предписывают священнику быть не моложе тридцати лет, дьякону – двадцати пяти. Хотя Устав Русской Православной Церкви, который тоже имеет для нас каноническую силу, говорит, что священники и дьяконы должны быть не моложе восемнадцати лет. А чтец с двенадцати лет, и чтец может жениться. То есть по идее всех алтарников можно было бы поставить в чтецы. Но чаще всего этого не делают: обычно в чтецы поставляют всех семинаристов со второго третьего курса.

6.3. Таинство покаяния