Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 74

«Ко времени пения петуха (то есть уже в воскресение на рассвете), епископ пусть молится сначала над водой (в Апостольском Предании уже есть молитва над водой). Вода должна быть проточной из источника или, текущая с высоты. Пусть это совершается, таким образом, если нет какой-нибудь другой необходимости». Тоже видите, наставление в Писании, что вода должна быть проточной еще есть: то, что вода течет, символизирует то, что вода животворящая. Мы к символике воды сейчас еще вернемся.

«Если же есть срочная необходимость, пользуйтесь водой, которая есть. Облачитесь в одежды (какие-то особые). И в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе пусть говорят (это есть исповедание веры: каждый, кто может, исповедует свою веру). За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Тоже важное свидетельство о крещении детей. Вообще вопрос крещения детей тоже сложен, поскольку крещение должно быть, с одной стороны, сознательным фактом вступления в Церковь. С другой стороны, «Кто не родиться отводы и Духа, - говорит Христос, - не может войти в Царствие Божие». Мы видим (об этом и Апостольское Предание свидетельствует и Ориген говорит), что древнее Церковное Предание, свидетельствует о возможности крещения детей. В Новом завете Павел и Петр уже крестят домами, то есть они крестят не только верующего человека, но и весь его дом: всех его родственников, в том числе и детей. И Христос говорит: «Не мешайте детям приходить ко Мне». В Апостольском Предании за детей, если они не могут исповедовать веру сами, в таком случае отвечают – родственники или родители. Интересно, что в нашей практике за них отвечают восприемники. В Апостольском Предании тоже есть восприемники, но они имеют совсем другое назначение. Они не отвечают за детей, а свидетельствуют о взрослых. Почему родители говорят за детей? Потому что они их будут воспитывать, поэтому они отвечают, что когда мы будем воспитывать, мы будем воспитывать в вере. То есть дети, фактически сознательно примут Крещение. Поскольку родители обещают, что они будут воспитаны уже в вере, то они крестятся не против своей воли. То есть формально нарушения воли этих детей не будет. У нас сейчас часто крестят и просят, чтобы был восприемник. И бывает, что восприемником делают совершенно постороннего человека, очевидно, что смысла в этом никакого нет. Лучше тогда крестить вообще без восприемника, чем этого человека связывать таким тяжелым грехом. Потому что восприемник, который крестит ребенка, обязывается его воспитывать в вере. Если он его не воспитывает, то это нехорошо, это грех.

В Апостольском Предании уже есть институт восприемников. Эти восприемники имеют совершенно другую функцию. Наш восприемник – это тот, кто обязуется воспитывать ребенка. Взрослым не нужен такой восприемник: фактически восприемник взрослого это тот, кто привел его в церковь. В Апостольском Предании говорится, что обещание за детей дают родители, а у нас это делают восприемники. Теперь о количестве восприемников. По канону должен быть один восприемник: у мальчика мужчина, у девочки – женщина. Два восприемника это западная практика, она укоренилась на Руси с какого-то времени, но вообще-то это не обязательно, совершенно достаточно одного восприемника, одного пола с крещаемым. Если восприемник с ребенком разного пола, будет не очень удобно воспитывать, когда ребенок вырастет: вырастет девушка, будет странно, достаточно, что посторонний мужчина будет приходить и наставлять ее в вопросах веры.

Вопрос: Если два восприемника, то женщина все равно отвечает?

Ответ: Должен быть один. Если хотят два, можно сделать два, но отвечает один.

Двух восприемников по канону не бывает. Есть правило, что нельзя жениться куму на куме, имеется в виду нельзя жениться родителю ребенка и восприемнику. Например, если умрет супруг матери ребенка, то есть отец, а у ребенка есть восприемник, то восприемнику нельзя женится на матери. А поскольку сейчас два восприемника, то получается какой-то странный канонический казус. Если два восприемника – мужчина и женщина, то возникает вопрос о том,можно ли им жениться? Поскольку в каноне такого не бывает: по канону не бывает двух восприемников, канон не знает такого случая. Но с другой стороны, эти два человека считаются как кум и кума, а насчет кума и кумы канон знает такой случай, но только соответственно в другом отношении. Если ребенка крестишь, то потом за этого ребенка ты отвечаешь, чтобы был нормальный христианин.

Детей покрестили, затем крестят мужчин и, наконец, женщин.