Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 27

3. Presanctus - предварение славословия.

«Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы шестокрылатые, многоочи́тии возвышающиеся пернатии». Это вступление к санктусу. Далее следует возглашение: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

4. Sanctus - «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля святей славы Твоея». (Это песнь ангелов из книги пророка Исаии (6 глава)). Но в анафорах западно-сирийских, в том числе и в анафорах византийских, к этим словам прибавлены слова из Евангелия: «Осанна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во Имя Господне, осанна в вышних». Надо отметить, что хотя, с одной стороны, это звучит красиво, но, с другой стороны, такая прибавка не совсем оправдана: поскольку слова «Свят, свят, свят...» обращены ко всей Троице, а «Осанна в вышних...» - это слова, которые воспели Христу. Это тоже является одним из отличий анафор, скажем, александрийской от западно-сирийской: в александрийской анафоре санктус употребляется в краткой форме, а в западно-сирийских вот в такой расширенной форме.

5. Postsanctus – «С сими и мы блаженными силами, Владыко, Человеколюбче, вопие́м и глаголем: «Свят еси и пресвят и единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят и великолепна слава Твоя, и́же мир Твой тако возлюбил еси́, я́коже Сына Твоего единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но и́мать живот вечный». Это пост санктус.

6. Institutio. - установление.

«Иже пришед и все е́же о нас смотрение исполнив в нощь, в ню же предаяшеся, паче же сам себе предаяше за мирски́й живот, прием хлеб во святые Своя и пречистыя, и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде́ святым Своим ученикам и апостолам рек: «Приими́те, яди́те сие́ есть Тело Мое, е́же за вы ломимое во оставление грехов». Подобно и чашу по вечери глаголя: «Пийте от нея вси, сия́ есть Кровь Моя Новаго Завета, я́же за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»». Это институцио, рассказ об установлении таинства.

7. Anamnesis - воспоминание.

«Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся я́же о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, Второе и славное паки пришествие. Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Тебе поим, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Это анамнесис.

Обращаю ваше внимание на то, что возглас священника: «Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся» относится к словам хора: «Тебе поим, Тебе благословим...» Хор как бы заканчивает слова священника. Также точно и санктус является неотъемлемой частью молитвы: священник говорит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и хор заканчивает: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф...» Поэтому когда священник читает эту молитву он, конечно, эти слова тоже должен читать, т.к. это неотъемлемая часть всей молитвы.

8. Epiclesis. Призывание СвятогоДуха.

Далее молитва продолжается: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим и мили ся деем ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащии дары сия. И сотвори убо хлеб сей, честно́е Тело Христа Твоего. А еже в чаше сей честну́ю Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия небесного, в дерзновение е́же к Тебе, не в суд или в осуждение.» Тоже говорится об освящении не только даров, но и всех молящихся.

Этим заканчивается эпиклеза. В православном богослужении эпиклеза считается важнейшим моментом анафоры, поэтому здесь вы видите разные вставки. Отметьте, на странице 125 известная вставка, начинающаяся со слов: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа ...» (мы о ней еще будем говорить). Это более поздняя вставка, она, на самом деле, в анафору не входит.)

Так что, если опустить дьяконские слова, средняя часть епиклесиса будет такой: «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащии дары сия. И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. А еже в чаше сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Якоже быти причащающимся во трезве́ние души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия небесного, в дерзновение е́же к Тебе, не в суд или в осуждение». Здесь заканчивается епиклеза. Таким образом епиклеза начинается со слов «Еще приносим» и, заканчивая словами: «не в суд или осуждение». Поскольку в православном богословии епиклеза считается важнейшим моментом анафоры, постольку здесь видите разные вставки: «Господи иже Пресвятаго Твоего Духа» на 125 странице и разнообразные дьяконские возгласы: страница 126 и 127, мы к этому еще вернемся.

9. Intercessio - ходатайство, приношение.

«Еще приносим Тебе словесную сию службу, о и́же в вере почи́вших праотец, отец, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мучиницех, исповедницех, воздержицех и о всяком духе праведнем в вере скончавшемся. Изрядно ко Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Достойно есть ...

О святем Иоанне пророце, предтече и Крестителе, о святых славных и всехвальных апостол, о святем (имярек), его же и память ныне совершаем, и о всех святых Твоих их же молитвами посети нас Боже».

Далее следует поминовение всех усопших.

«И помяни всех усопших в надежде воскресения жизни вечныя. И упокой их идеже присещает свет Лица Твоего». И поминает всех усопших по именам – страница 128.

«Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое пресвитерство во Христе, диаконство и всякий священнический чин.

Еще приносим Ти словесную сию службу о Вселенней, о Святей Соборней и Апостольской Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих, о богохранимей стране нашей, властях и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.