Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 64

В анафоре, в интерцессио пункт 4.5., в правом столбце, после того как священник скажет: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», хор поет песнопение в честь Божией Матери. Чаще всего это будет ирмос Великой Пятницы: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим …» с припевом «Достойно есть яко воистину блажити тя Богородицу». В обиходе мы называем просто «Достойно есть». «Достойно есть» - припев, потом ирмос – «Честнейшую херувим …». Но в двунадесятые праздники и в их попразднства, а так же на Пасху (Пасха не считается двунадесятым праздником, она считается самым главным праздником выше двунадесятых) и в попразднство Пасхи, а также на праздник Преполовения и его отдание, отдание Преполовения, кроме того на Лазареву Субботу, на Великий Четверг, на Великую Субботу – вместо «Достойно есть» поется задостойник; вместо ирмоса «Честнейшую херувим …» поется ирмос соответствующего праздника. В попразднства двунадесятых праздников поется ирмос девятой песни канона соответствующего праздника. В двунадесятые праздники - ирмос девятой песни праздничного канона. В Великую Субботу - ирмос девятой песни канона Великой Субботы. В Пасху и попразднство - ирмос девятой песни канона Пасхи. В Преполовение и отдание Преполовения соответственно ирмос девятой песни канона Преполовения. И перед ирмосом поется припев, получается также как «Достойно есть». «Достойно есть» - это припев и ирмос («Достойно есть» - припев, «Честнейшую херувим» - это ирмос), а задостойники это припев праздника и ирмос девятой песни канона. Называется задостойник, потому что поется вместо «Достойно есть». На Литургии Василия Великого, в пять воскресений поста и накануне Рождества и Богоявления и первого января вместо «Достойно есть» поется песнопение «О тебе радуется».

Литургия Василия Великого служится десять раз в году. Сколько раз в году поется «О тебе радуется»? Восемь. Хотя иногда Литургия Василия Великого служится не накануне Рождества, а в само Рождество, в этом случае, получается уже не восемь, а семь раз. Если Литургия Василия Великого служится не днем раньше, как обычно бывает, а в само Рождество, то поется задостойник. «О тебе радуется» это Богородичный седален из воскресной службы восьмого гласа. По церковной традиции считается, что «О тебе радуется» написал Иоанн Дамаскин, в то время как «Достойно есть» написал наполовину ангел наполовину Косьма Маюмский: слова «Честнейшую херувим» согласно церковной традиции написал Косьма Маюмский, а припев к ним «Достойно есть» написал по Преданию ангел, явившийся некоему афонскому монаху.

Следующий изменяемый текст под пунктом 6.1. – пение причастного стиха. Причастный стих это стих из Псалма. Мы видели, уже в Литургии апостольских постановлений во время причащения пелся 33 Псалом. В современном Уставе во время причащения поется тот Псалом, который указан, но не целиком, а только один из его стихов – он называется причастен или причастный стих.

Под пунктом 6.3. – с правой стороны: «Видехом свет истины» может заменяться на Тропарь Пасхи в попразднство Пасхи, на тропарь Вознесения в попразднство Вознесения, в период Пятидесятницы этот момент может заменяться другими. И на Пасхальной Литургии почти все песнопения, начиная с пункта 6.3., заменяются пением тропаря «Христос воскресе». Позже мы к этому вопросу вернемся. Это было несколько слов по поводу Устава Литургии.

О каждении на Литургии

Во время Божественной Литургии в определенные моменты службы совершается каждение. Посмотрите в схему. Первый раз каждение совершается перед Литургией как подготовка к службе, чтобы храм благоухал во время Божественной Литургии (пункт 7 в чине проскомидии (предложения)).

Следующее каждение совершается перед Евангелием – пункт 3.3. на Литургии оглашенных.

В следующий раз каждение совершается перед принесением Святых Даров: храм тоже как бы готовится перед принесением хлеба и вина – пункт 2.2. в Литургии верных, иначе его называют каждением на Великом входе.

Следующее каждение бывает во время интерцессио. После совершения епиклесиса (анафора, пункт 4.4.), в конце епиклесиса, когда священник прочитает молитву об освящении Даров, благословит их рукой – Дары освящены; духовенство делает в алтаре земной поклон, после этого священнику дают кадило, он кадит Дары и говорит возглас: «Изрядно о Пресвятей, Преблагословенней …», отдает кадило дьякону и дьякон совершает каждение в алтаре во время чтения интерцессио. Дым фимиама как бы символически изображает молитву о людях, о которых мы в этот момент молимся. В интерцессио в этот момент идет поминовение людей. В этот момент, во время интерцессио все молящиеся в храме могут поминать своих близких. Жертва принесена, Христос принес Свою жертву – и мы молимся о своих близких.

Последний раз каждение во время Литургии совершается в момент перенесения Святых даров на жертвенник пункт 6.3. Священник кадит Дары еще раз, после того как все причастятся, и переносит их на жертвенник.

Есть у вас вопросы по чину Божественной Литургии?

Вопрос: Почему 33 Псалом то поется, то не поется?

Ответ: К 33 Псалму мы вернемся потом, это вопрос из Устава.

Вопрос: Когда поются задостойники?

Ответ: Первоначально интерцессио читалось подряд, то есть не было пения гимна Божией Матери, затем появляется благочестивый обычай петь в этом месте гимн Божией Матери. В первоначальной традиции гимны были совершенно разные: пелось не только «Достойно есть», не только «О тебе радуется», но и другие гимны. Но затем решили просто кодифицировать песнопения, чтобы было все по Уставу, одинаково. И, чтобы не петь весь год одно и тоже, сделали так, что в праздники поются задостойники, а в простые дни - «Достойно есть».

Чинопоследование Божественной Литургии необходимо выучить. Важно, чтобы, когда мы начнем заниматься уставом, вы уже имели какое-то представление о службе. Если вы не будете иметь представления об этих службах и знать их порядок на память, то я не смогу говорить вам разные уставные тонкости, потому что вы не будете знать порядка служб.