Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 79

Как происходило Крещение? Также как и в нашем Требнике: ектенья, в которой в том числе говорится и об освящении воды. «О еже освятитися воде сей силою действия наития Святаго Духа Господу Богу помолимся …». Во время ектеньи: «Дьякону глаголющу сия, священник глаголет в себе молитву сию тайно» - во время дьяконской ектеньи священник молится о своем недостоинстве. Великое и страшное таинство Крещения – священник молится о своем недостоинстве. Затем молитва освящения воды - начинается словами: «Велие еси Господи …». Она имеет такую же структуру как анафора. Можете сами убедиться: сначала идет описание сотворения мира: «Ты бо хотением от несущих во еже быти приведый всяческая …». Потом идет рассказ о служении ангелов, правда, нет слов: «Свят, свят, свят», как в анафоре. Но очень похоже на этот момент: «Архангельские лица тебе кланяются, многоочитии херувими, шестокрылатии серафими окрест стоящие, облетающие страхом непреступной славы Твоея покрываются». Здесь так и хочется вставить слова «Свят, свят, свят» как в анафоре (они и на самом деле здесь были, просто их отсюда исключили). Затем, так же как в анафоре, идет рассказ о домостроительстве спасения, совершенного Христом: «Ты бо Бог еси Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный пришел еси на землю зрак раба приим». Дальше идет рассказ. Это была воспоминательная часть, а теперь просительная: «Ты убо человеколюбче Царю прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа освяти воду сию». Вот эпиклезис – «прииди наитием Святаго Духа» освяти святую воду. Эпиклеза – призывание Святаго Духа над водой. Дальше идет интерцессио, прошение о крещаемом: «И даждь притворитися они крещаемому во еже отложити бо ветхого человека ». Ходатайство о крещаемом. В конце – аминь. Это молитва на освящение воды: вода освящается практически такой же молитвой как Святые Дары в Евхаристии. Это нам о многом говорит – это не обычная вода, а особая великая святыня. По канонам бывают два вида освящения воды: великое и малое. Малое освящение воды – это простой водосвятный молебен. Великим освящением вода освящается при таинстве Крещения, а также в праздник Крещения Господня и читается примерно такая же молитва как в анафоре. Вода великого освящения, в отличие от воды малого освящения, по канонам не должна, во-первых, выливаться в попираемое место, то есть ее можно выливать только в реку или море, или в специальный колодец. Если вода Богоявленская, то ее вкушают только натощак, в то время как воду малого освящения можно вкушать в любое время, не обязательно натощак. Во-вторых, к ней должно быть благоговейное отношение, почтительное. Называется она – Великая Агиазма.

Затем освящается елей. Почитаем молитву на освящение елея: «… Сам благослови сей елей силою действия наития Святаго Твоего Духа яко же быть тому помазаннием нетления оружием правды, обновлению души и тела, ко всякого дьявольского тебе действия отгнание». Елей или оливковое масло в Библии имеет символику благословения и благодати. Скажем, когда был потоп, то что принесла голубица Ною? Она принесла ему масличную ветвь, то есть ветвь маслины, которая символизирует мир и благословение. Как Бог потопом Своим излил на землю Свой гнев, так же и маслин знаменует конец гнева Божия и примирение с Богом. Он также символ радости. Смотрите, в псалме говорится «Умастивши лицо елеем» - это знак радости человека. В то же время в Ветхом Завете елей это часто вещество, с помощью которого помазываются цари и пророки. То есть подается особая благодать. И действительно здесь мы видим, что елей называется помазанием нетления, обновления души и тела – особо благодатный елей. Но с другой стороны этот же самый елей, как мы видели в Апостольском Предании, назывался елеем заклинания. То есть елеем, который отгоняет нечистых духов. Зачем в этом чине заклинание, если есть заклинательные молитвы? Тем не менее, в молитве он назван елеем заклинания: елей который служит «ко всякаго дьявольского действия отгнанию». У него двойная символика: с одной стороны, это елей радования, елей благодати, он как бы предваряет ту благодать, которую человек получит в таинствах Крещения и Миропомазания. И в то же самое время это елей, который окончательно отгоняет от человека всякого злого духа. Это весьма важный обряд.

Давайте посмотрим чин крещения вкратце, который напечатан в конце всего чинопоследования. Мы узнаем, что является важнейшим в последовании Крещения.

В «Чине Святаго Крещения вкратце страха ради смертного» тоже есть этот елей: «Абие влагает елей в воду». Приводится краткая молитва на освящение воды: «Господи Боже Вседержителю» и дальше молитва на освящение воды и «Абие влагает елей в воду» - то есть этот елей имеет существенное значение: здесь нет ни чина отречения и сочетания, ни заклинательных молитв – это все не так важно, а вот освящение воды – краткая молитва и вложение елея оказывается важно. То есть елей играет весьма важную роль, хотя формально он не считается чем-то тайносовершительным. То есть, есть таинство Крещения, есть таинство Миропомазания, а таинства помазывания елеем нет, но все-таки это неотъемлемая часть чина Крещения, чина вступления в Церковь. И мы видим, что в чине Крещения страха ради смертного этот елей тоже присутствует. В каком случае бывает Крещение без помазания этим елеем? Только, если крестит мирянин, об этом мы еще поговорим.