Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 7

Важным моментом (идеологическим моментом) ветхозаветного культа является концепция воспоминания, многие молитвы говорят о том, чтобы Бог вспомнил о человеке и другие. Я вам даю домашнее задание: прочтите, пожалуйста, статью «культ» из энциклопедии, она небольшая, но в ней есть ссылки на Священное Писание, и все эти ссылки тоже прочтите.

В Новом Завете мы узнаем, что ветхозаветный культ был лишь прообразом истинного христианского культа. Когда Христа спрашивали: «На какой горе следует поклоняться?» Он отвечал, что придет время, когда будут поклоняться не на этой горе и не на той, а будут поклоняться Богу в духе и истине.

Какие можно выделить составляющие христианского культа?

С одной стороны, это движение Бога к человеку истории нашего спасения: Бог дает Сына Своего Единородного ради спасения человека, Христос принимает крестные страдания. В богослужении это событие каждый раз актуализируется, и мы можем стать участниками этого, содеянного Христом искупления. В христианском культе мы получаем возможность тесным, живым образом общаться с Богом. Теперь мы можем общаться с Богом самым непосредственным образом, причащаясь Тела и Крови Христовых, в то время как до Христа человек мог только жалеть об утраченном в раю Богообщении.

С другой стороны культ - это движение человека к Богу. Человек исполняет уставные предписания, совершает службы, тем самым, являя свое намерение, приблизиться к Богу. Культ это двоякое действие Бога и человека: с одной стороны Бог подает Себя в Святых Тайнах, подает Свою благодать в богослужебных последованиях; с другой стороны человек просит Его об этом и Бог отвечает на его призыв.

Нужны ли Богу богослужения? Ясное дело нет, Богу Самому наши службы не нужны, Он в них не нуждается. Но ради Своей великой любви к человеку Он (Бог) устроил Свою Церковь и установил в ней богослужебные формулы. Бог не нуждается, конечно, в службах, но Он хочет, чтобы все люди спаслись. И в этом смысле можно говорить о том, что Он не то, чтобы нуждается, но, по крайней мере, хочет, чтобы существовали богослужения ради того, чтобы человек имел возможность к Нему, к Богу прийти. Он этого желает. В этом мы видим разницу с языческими пониманиями богослужения, когда считается, что

- или бог нуждается в культе. Скажем, в некоторых языческих культах считается, что если не приносить жертву, то бог начинает голодать, ему нечего есть, поэтому возможно на него оказывать давление: можно ему не приносить жертву и говорить: «Давай сделай мне это, а то я тебя не буду подкармливать».

- или такие магические представления, когда считается, что человек сделает то или иное действие, и в ответ автоматически получит то, что он просит от бога или от богов, от идолов своих.

В православии не так, у нас Бог дает человеку возможность прийти к Нему. Человек может, если захочет, воспользоваться этим. И так устроил Бог, что это делается посредством богослужения. По словам свт. Григория Богослова, Бог мог спасти человека самым различным образом, не только так, как Он это сделал. Но Он выбрал самый лучший способ, а именно: через пришествие Христа, Его страсти и Воскресение, Вознесение на небо и устройство на земле Церкви, основанием которой, как следует из Писания, являются Таинства. В Писании прообразовательно говорится о Таинствах Церковных: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Таинства суть те самые средства, посредством которых Бог общается с человеком, а человек общается с Богом. Смысл существования Церкви в совершении Таинств. Христос приходит на землю, чтобы воссоединить с Собой человека, но это воссоединение даруется нам через участие в Церковных Таинствах. Таким образом, Таинства это основа и смысл существования Церкви на земле.

Кто совершает Таинства? Очевидным ответом на это является ответ, что Таинства совершает невидимо Сам Господь. Каким именно образом Господь совершает то или иное Таинство? Мы знаем, что совершение богослужения любого Таинства заключается в том, что собирается несколько человек, возглавляемых священником. Священник прочитывает определенные слова, совершает определенные обрядовые действия, и вот Таинство совершено, Литургия отслужена. Как Господь действует в данном случае?

Здесь я должен сделать отступление. Догматическое богословие в том, что не касается Таинств, а касается учения о Боге в Самом Себе (о соотношении в Святой Троице) или о Боге по отношению к миру, вполне было развито уже святыми Отцами. Они написали на эту тему множество трактатов, и здесь у православных никогда ни каких проблем не было. Все эти разделы догматического богословия были сформированы уже давно. Но совсем другая ситуация с богословием Таинств. Св. Отцы, как я уже говорил, избегали много писать и говорить о Таинствах, предпочитали о них умалчивать. Поскольку в Таинствах действует Сам Господь, Таинства это тайна живого общения с Богом. Но на Западе после разделения церквей, а особенно в связи с реформацией, т.е. с появлением протестантских исповеданий, с развитием схоластики возникает тенденция и этот раздел догматики тоже изложить последовательно, сформировать четкое доктринальное учение о Таинствах. Это стремление было вызвано развитием схоластики, когда пытались всю церковную доктрину свести воедино. Стали возникать «суммы», например, известная «Сумма богословия» Фомы Аквинского, последний раздел, которой как раз посвящен Таинствам. Его написал, кстати, не сам Фома, а один из его учеников. Особенно этому стремлению способствовала контрреформация – движение внутри Католическойцеркви, направленное против протестантов, против реформации, которое нашло свое завершение на Триденском соборе. Схоластика и контрреформация породили католическую доктрину таинств, согласно которой таинств именно семь, а не иное число. Впервые утверждение, что таинств семь встречается в документах Лионского собора, на котором была подписана Лионская уния.