Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 26

7. Institutio (рассказ об установлении таинства на Тайной Вечере) - «Ибо Сам Господь и Бог и Царь всех нас Иисус Христос в ту ночь, в которую Он предал Себя за грехи наша на ужаснейшую за всех смерть, плотию возлежа со святыми Своими учениками и апостолами, взяв хлеб в святые и пречистыя и непорочныя руки, воззрев на Своего Отца, а нашего Бога и Бога всех, благодарив, благословив, освятив, преломив, подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав: «Приими́те, яди́те, сие есть тело Мое, за вас ломимое и предаваемое во оставление грехов». Также и чашу, после вечери, взяв и растворив в ней вино и воду, воззрев на небо к Тебе Своему Отцу и нашему Богу и Богу всех, благодарив, благословив, исполнив Духа Святаго, подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав: «Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая в оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Мою возвещаете и Мое Воскресение, и Вознесение исповедуете, доколе Я прийду»» Это институцио.

Обращаю ваше внимание, что в этой анафоре, как и во многих других анафорах слова ап. Павла: «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пиете чашу сию, возвещаете смерть Господню», вложены в уста Самого Христа. Здесь не Павел говорит, а Сам Христос. Также как и установительные слова: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое... Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета...» - эти слова в литургике принято называть установительными словами. В то время как слова об оставлении грехов мы видим только у евангелиста Матфея, и то только над чашей, в анафоре ап. Марка и во многих других анафорах эти слова прибавляются и к Телу, и к Чаше. То есть эти анафоры используют евангельский текст комплетивным образом: стараются включить все из всех источников.

8. Anamnesis - воспоминание

«Смерть, Владыко Господи, Вседержитель, Царь небесный, единородного Твоего Сына, Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа возвещая, и тридневное, и блаженное Воскресение Его из мертвых исповедуя, и Вознесение на небеса исповедуя, и сидение одесную Тебя, Бога и Отца, и страшного и ужасного Его пришествия ожидая, когда Он имеет прийти судить живых и мертвых по правде и воздать каждому по правде его - умилосердися над нами, Господи Боже наш, (Твое) из Твоих даров мы предложили пред Тобою».

9. Epiclesis 2. Призывание Святого Духа.

«И молимтися и просим Тебя, Человеколюбивый Благий: «Низпосли с святой высоты Твоея, из готового жилища Твоего, из неописанных недр, Самого Утешителя, Духа Истины, Святаго Господа Животворящего, глаголавшего в законе и пророках и апостолах, везде Сущаго и все исполняющего, действующего самовластно, не служебно, кому хочет (даровать) освящение по благоволению Твоему, простаго по естеству, многоразличного по действию, источник божественных дарований, единосущного Тебе, исходящего из Тебя, сопрестольного Царству Твоему, и единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: призри на нас и ниспосли на хлебы сии и на чашу сию Духа Твоего Святаго, чтобы Он освятил и совершил их как Всесильный Бог. И сделал хлеб Телом, а чашу Кровию Нового Завета Самого Господа и Бога и Спаса и Царя всех нас Иисуса Христа: чтобы они были всем нам причащающимся их, в веру, в трезвенность, в исцеление, в целомудрие, во освящение, в обновление души, тела и духа, в приобщение блаженства вечной жизни и бессмертия, в прославление Всесвятого Твоего имени, в оставление грехов».

В этой эпиклезе содержится прошение о ниспослании Духа Святого на хлеб и вино, а также и на молящихся, на освящение всех собравшихся. А все собравшиеся это не что иное, как Церковь. А Церковь - это и есть Тело Христово. То есть эпиклеза в нормальном случае призывание Духа Святого не только на Евхаристические дары (на хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью), но и вообще на всю Церковь, на всех собравшихся.

10. И заканчивается анафора славословием.

«Чтобы Твое и в этом, как и во всем проявлялось и воспевалось и святилось всесвятое и досточтимое имя Твое с Иисусом Христом и Святым Духом».

Если сравнить структуру анафоры ап. Марка со структурой Барселонской анафоры, мы видим полное сходство, за исключением одного элемента: в Барселонской анафоре нет интерцессио (ходатайства, прошения). В остальном структура та же самая: praefatio, intercessio, presanctus, sanctus, postsanctus, epiclesis 1, institutio, anamnesis, epiclesis 2, славословие.

Теперь давайте посмотрим анафору другой традиции - анафору Иоанна Златоуста.

Анафора Литургии Иоанна Златоуста

1. Вступительный диалог начинается со слов: «Станем до́бре, станем со страхом. Во́нмем. Святое возношение в мире приноси́ти» (кстати, в анафоре ап. Марка тоже был вступительный диалог, я его просто опустил).

Хор поет: «Милость мира, жертву хваления».

Священник: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любы́ Бога и Отца нашего и причастие Святаго Духа бу́ди со всеми вами».

Хор: «И со духом твоим».

Св-к: «Горе́ имеем сердца».

Хор: «И́мамы ко Господу».

Св-к: «Благодарим Господа»

Хор: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну, и Святому Духу». (Слова «есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу» - это русская прибавка, первоначально в греческом служебнике ее не было.)

2. Praefatio - вступительная часть.

Далее следует сама молитва: «Достойно и праведно Тя пети, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычества Твоего: Ты бо еси́ неизречен, недоведом (нельзя узнать до конца), невидим, непостижим, присно Сый (то есть существующий всегда), такожда Сый (существующий всегда и одним и тем же образом, неизменно), Ты и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святы́й. Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, до́ндеже нас на небо возвел еси? и царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, о всех их же ве́мы и их же не вемы, я́вленных и не явленых благодеяниях бывших на нас».