Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 59

Вставка - тропарь третьего часа взят из службы третьего часа. «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, благий, не отними от нас, но обнови нас моляших Ти ся». Тропарь из службы третьего часа вставлен в чин Литургии в связи с антилатинской полемикой, он вставлен около XIV века. Как видите, он разрывает текст. «Благословити я, освятити и показати. Хлеб убо сей в самое честное Тело». То есть мы читаем: «Благословити я, освятити и показати. Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим…». Совершенно не вписывается в текст. Вставлено это для того, чтобы подчеркнуть этот момент, что самое главное в анафоре для освящения Даров эти слова: «Хлеб убо сей в самое честное Тело … Чашу же сию …». Католики говорят, что Дары освящаются при словах: «Приимите, ядите …, пийте от нея вси …». А мы православные говорим, что Дары освящаются тогда, когда мы просим о том, чтобы они освятились, иначе, зачем просить. Дары освящаются после того, как мы об этом попросим. Пока мы не попросим, они не освящаются. Бог отвечает на нашу просьбу, а не на какие-то магические формулы. И, чтобы подчеркнуть это – вставили тропарь. Он, конечно, с одной стороны, подчеркивает православную точку зрения, но, с другой стороны, он не вписывается по смыслу. Связь текста полностью нарушается из-за этого тропаря. Греки эту вставку убрали: с XVIII в. и до наших дней греки тропарь третьего часа не читают. И читают вместе: «Благословити я, и освятити и показати. Хлеб убо сей, самое честное Тело …». А мы читаем эту вставку. Но у нас тоже неоднократно высказывались предложения, ее читать немножко раньше: читать ее не в середине епиклесиса, а перед епиклесисом. Можно вполне ее прочесть после слов: «И молим Ти ся, Боже наш». Без разрывания текста, а потом уже «Сего ради, Владыко Пресвятый …». Я хочу вам сказать, что те, кто учились в Московской семинарии и в Духовной академии, лет десять – пятнадцать - двадцать назад учили, что так и нужно читать. Сейчас, правда, так не учат, но некоторые священники читают именно так: тропарь третьего часа читают не в середине епиклезы, а перед епиклезой (нехорошо разрывать текст). Или же его можно читать на том месте, на котором он есть, тогда его можно читать так. Читать громко: «Благословити я и освятити, и показати», потом про себя тропарь прочитать и дальше: «Хлеб убо сей …». Так как тропарь к анафоре не относится, это дополнительная вставка. Точно также слова диакона, приглашение диакона: «Благослови, Владыко, святый хлеб», «Благослови, Владыко, святую чашу». Во время этих слов священник благословляет крестообразно Дары. Мы еще здесь видим слова: «Преложи Духом Твоим Святым». Эти слова по-русски более или менее вписываются. Хотя давайте вдумаемся в текст: «молимся … приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, (Дух Святой должен приити) и благословити я, и освятити, и показати. … Чашу же сию, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преложив Духом Твоим Святым». Не совсем логично: приити, а потом еще приложив. По-русски это еще как-то звучит, по-гречески это звучит ужасно, потому что эта вставка: «Приложив духом Твоим Святым» сюда попадает из Литургии Иоанна Златоуста в связи с учением о тайносовершительной формуле. Когда православные восприняли католическое ложное учение о тайносовершительной формуле, эти слова «Преложив …» были объявлены тайносовершительной формулой и их вставили в Литургию Василия Великого. Изначально эта литургия их не содержала, и греки этих слов в Литургии Василия Великого не имеют. Это слова из Литургии Иоанна Златоуста.

Затем епиклеза продолжается: «Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие. И ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего. Но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученники, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся». Вот конец епиклезы. В епиклезу вставлено упоминание святых, но святые здесь не поминаются (здесь нет поминовения), а святые здесь приводятся как образец благочестивой жизни. «Сподоби нас причаститися и обрести благодать вместе со всеми святыми». Святые перечисляются в конце епиклезы. На этом епиклеза заканчивается.

Дальше идет поминовение: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии … О святем Иоанне пророце … О спасении и посещении и оставлении грехов рабов Божиих …О покое и оставлении грехов душ раб Твоих», и так далее. Идут поминовения, они у Василия Великого весьма длинные, мы не будем на них останавливаться. Вы можете потом это поминовение прочитать. Заканчивается все славословием: «И даждь нам единеми усты …».

5.1.3. Анафора Литургии Иоанна Златоуста

Теперь откроем анафору Литургии Иоанна Златоуста. Она гораздо короче.

1. Пропускаем вступительный диалог, мы его вчера разбирали.