Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 14

В XXв., особенно в связи с коммунизмом, а затем, в связи с возрождением Церкви тоже произошли определенные изменения. Например, сейчас, в Москве принято часто причащаться. До революции люди причащались один раз в году, редко несколько раз в году (раза 3-4). Сейчас, в Москве все причащаются раз в две недели.

По вопросу истории русского богослужения смотрите, статью, посвященную истории русского богослужения «Богослужение РПЦ X- XX вв.», в 1 томе Православной энциклопедии «Русская Православная Церковь».

3.2. Богослужебные книги

Последний вопрос сегодняшнего занятия - это богослужебные книги. Наша служба это словесная служба, основное в службе - это тексты, в меньшей степени уже храм (само устройство храма тоже имеет значение, мы об этом с вами будем еще говорить), но главное это тексты. Соответственно компонентам богослужебной системы, материал группируется в книги.

  1. Книги, содержащие формуляры Евхологий: «Служебник», «Требник», «Архиерейский чиновник». Книги, содержащие молитвы и последования таинств, Литургии и близких священнодействий.

«Служебник» (греч. «Ίερατικόν» («Иератико́н»)) содержит последование трех Литургий: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров, священнические молитвы вечерние и утренние и разные приложения.

«Архиерейский чиновник» (греч. «Άρχιερατικόν» («Архиератико́н»)) содержит чин архиерейской Литургии, последование освящения храма, рукоположения клириков: то есть тех таинств и священнодействий, которые совершает архиерей. Дополнительно издается «Последование освящения мира»: чин мироварения, в чиновник не входит, а издается отдельной книжечкой.

«Требник» (греч. «Έυχολόγιον» («Евхоло́гион»)) включает в себя все остальное: чинопоследования всех таинств, кроме Литургии и различных священнодействий.

До революции издавались два типа требника – Большой и Малый. «Большой Требник» - это полный требник. «Малый Требник» включал в себя только самое необходимое: чинопоследования Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Елеосвящения, отпевания и Месяцеслов, чтобы можно было при крещении назвать человека (Месяцеслов (имена святых по месяцам и отдельно в виде списка) содержится и в полном Требнике). В советское время «Требник» переиздавать не разрешалось. После войны, когда разрешение на издание Требника было получено, переиздали не «Малый Требник», а сделали смесь из «Малого Требника» и Требника Киевской печати - «Дополнительного Требника». Этот «Дополнительный Требник» содержал чины, которых нет ни в «Большом Требнике» ни в «Малом Требнике»: в основном это чины украинского происхождения, написанные Петром Могилой. Например, такие как чин освящения иконы. Стандартные синодальные Требники такого чина не содержат. Начиная с XVII в., такие чины широко употреблялись на Украине, поэтому была издана специальная книга - «Дополнительный Требник».

Материалы из «Дополнительного Требника» и частично из «Малого Требника» составили основу наиболее распространенного сейчас издания – «Требника в двух частях». У этого Требника есть еще и третья часть, отдельной книжкой изданная и называющаяся «Требник в двух частях», часть 3 и содержащая дополнительные чины.

«Малый Требник» с тех пор почему-то больше не переиздавался. Сейчас переиздали «Большой Требник» (он выдержал уже несколько изданий). В последние годы появляются разные новые редакции «Требника». И в них стараются поместить, как можно больше, добавляя чины, появившиеся в более поздние времена, взятые из «Дополнительного Требника» (то, что не вошло в издание «Требника в двух частях»), чины из книги «Последование молебных пений» и разные новосочиненные чины (например, чин освящения самолета, благословение воздушного путешествия и другие). Это первый тип книг – книги, содержащие формуляры таинств и разных священнодействий и освящений (того, что не относится к семи таинствам, но по своей сути находится близко к таинствам).

  1. Второй тип книг – книги, содержащие последование служб суточного круга. Такой книгой является «Часослов» (греч. «Ώρολόγιον» («Ороло́гион»)) - книга часов, а также к этому типу книг может быть отнесен «Ирмологий» (греч. «Έιρμολόγιον» («Ирмоло́гион»)). «Полный часослов» входит в состав «Следованной Псалтири», образуя ее вторую часть.
  2. Третий тип книг – книги, содержащие праздники и песнопения этих праздников. Третья компонента обряда - Церковный календарь и связанные с ним песнопения соответственно и третий тип богослужебных книг, это книги, содержащие гимнографию на разные праздники. В православной Церкви три круга праздников:

-  седмичный круг (каждые семь дней мы торжествуем воскресение, а в каждую среду вспоминаем Крест и т.д., каждые семь дней возобновляется воспоминание),

-  годовой подвижный круг (те праздники, которые празднуют каждый год и которые не имеют фиксированной даты - Пасха и связанные с нею события. Пасха каждый год празднуется в разные дни),

-  годовой неподвижный круг, все праздники которого имеют фиксированную дату (например, Рождество Христово, празднуемое 25 декабря старого стиля). Соответственно трем кругам праздников, есть три книги, содержащие соответствующие виды праздников и песнопения на эти праздники.

Для седмичного круга предназначена книга «Октоих». (от греческих слов «οκτώ» - восемь и «η̉χος» - глас, греческое название «Παρακλητική» («Параклитики́»)) в переводе с греческого значит восемь гласов. В этой книге восемь частей. Седмичный круг повторяется каждые семь дней, это достаточно часто, и если бы мы каждые семь дней пели одну и ту же воскресную службу, это было бы утомительно (скучно петь каждое воскресенье одно и то же). Поэтому в церковной музыке принята система из восьми гласов. То есть в церковной музыкальной системе можно спеть песнопение на один из восьми гласов.