Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 4

В XX в. литургика бурно расцвела на Западе. Во многом этот расцвет связан с так называемым литургическим движением XX в. на Западе. В начале XX в. и в английской, и в римской, и в других Западных церквах резко возрастает интерес к богослужению вообще. В Англии это было оксфордское движение; в католической церкви – литургическое движение, которое выросло потом в знаменитое «Аджорнаменто» - обновление. Соответственно этому возрастает интерес к литургике как науке. Причем на Западе в середине XX в самым распространенным. становится мнение о том, что истоки богослужебной традиции Западной церкви следует искать в восточных обрядах, что восточные обряды сохранили древнюю традицию во всей ее неприкосновенности. Нужно сказать, что это мнение и верно, и неверно. Верно это в том смысле, что только на Востоке сохранилось неповрежденное православие, и обряды по прежнему (по крайней мере, в идеале) соответствуют тому, что должно быть. Но в то же самое время это неправильно, поскольку беспристрастное изучение истории богослужения показывает, что в древности сосуществовало несколько разных традиций: несколько восточных традиций и несколько западных. Восточная традиция не может считаться предком для западной. В середине XIв. Запад уходит в раскол, а затем в ересь, сначала это связано с заблуждением католицизма, а потом протестантизма, и западные обряды начинают терять свое первоначальное содержание. Правда, это уже отдельная тема. Тем не менее, именно в связи с этими концепциями относительно богослужения вообще, и особенно богослужения восточных обрядов, объектом внимания западных ученых становятся не только западные обряды, но и восточные. На Западе появляется ряд крупнейших ученых, среди которых Элбердин, Штрихматтер, Баунтштарк, положившие можно сказать, начало изучения восточных обрядов. Кроме того, такие авторы как Матеос, Раэс, Фудье, Андрей Жакоб, писавшие в основном в Риме. Ученые следующего поколения, более молодые: Арранц М., Тафт Р., Метлис, вырастившие еще целое поколение западных литургистов. Надо отметить, что у них учились некоторые православные литургисты, например, ученик Тафта Мейендорф, занимающий сейчас кафедру литургики в Нью-Йоркской Православной семинарии, ученик Арранца Пентковский А.М и другие.

Таким образом, к настоящему времени наша восточная литургика оказалась в руках западных ученых и нам нужно ее отвоевывать. Конечно, с их работами необходимо ознакомиться, именно поэтому в библиографии достаточно много западных работ: они ушли далеко вперед в исследовании рукописей источников. Но, необходимо отметить, что в отношении религиозной науки (а литургика – это в высшей степени религиозная наука) даже самый беспристрастный ученый все-таки будет придерживаться какой-то богословской системы. Поэтому ясно, что работы инославных авторов, даже самые лучшие работы, даже самые беспристрастные и объективные могут содержать, какие-то элементы, с которыми не всегда православные могут согласиться полностью. Тем более в работах менее честных авторов часто встречаются натяжки в сторону католичества. Тем не менее, эти работы стоит прочесть, потому что с богословской точки зрения они достаточно ценные. Но в то же время для того, чтобы не зависеть от западной науки, нам стоит подумать о своих собственных исследованиях. Сейчас условия для этого есть. В последние годы, конечно, и у нас, и на русском языке появляются новые работы, появляются новые фамилии, такие как М.А. Момина, Пентковский, протоиерей Сергий (Правдолюбов) – зав. кафедрой ПСТБИ и др.

Конечно, для вас все не так доступно, как в Москве, хотя в Москве западные книги также стоят очень дорого, и, чтобы по - настоящему изучить вопрос нужно, конечно, ехать на Запад в библиотеку. Но у нас сейчас есть возможность издавать Православную энциклопедию. Уже вышло три тома, выходит четвертый (всего их должно быть порядка 25). В ней по всем вопросам мы стараемся дать максимально полную и свежую информацию. Я возглавляю редакцию этого издания по литургике. Так что в случае необходимости можете пользоваться этой энциклопедией. Если вам понадобится более подробно изучить какой–либо вопрос, то в ней вы найдете ссылки на литературу, если вам понадобится более подробно изучить какой-либо вопрос.

В библиографии приведены только те книги, которые посвящены Византийскому обряду, конечно, приведены не все, потому что их очень много, особенно с учетом статей и журнальных публикаций, а только важнейшие из них. Список составлен с учетом наличия книг в библиотеке ПСТБИ, я его делал для студентов этого института.

Мы выяснили, что нам нужно понять, как правильно совершать службу в наших храмах и почему ее нужно совершать именно так. Основным источником нашего курса является богослужебные чинопоследования в том их виде, в каком они сейчас используются. В списке сначала приводится основная литература.

Основные учебники.

1. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор нашего института, «Введение в литургическое предание: курс лекций». Как книжка он не издан, поскольку издание это необработанное. Отец Владимир хочет его доработать, оно издано в виде ксерокса, может быть, оно у вас есть.

2. Книга архимандрита Гавриила (Голосова) «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении»- учебник XIX в. Во многом, особенно с точки зрения исторической, он в чем–то устарел, но все равно это хороший учебник. Это учебник обо всем: там есть обо всем понемногу, написан он живо, и я рекомендую его прочитать.

3. Книга Марии Сергеевны Красовицкой «Литургика», тоже учебник нашего Богословского института. Именно это издание, которое я держу в руках, под редакцией Свериненко самое лучшее. Эта книга в основном посвящена Церковному уставу. Здесь вы практически не найдете исторических и богословских сведений. О Таинствах здесь тоже не говорится потому, что у нас в институте этот курс разбит на два: о таинствах и обо всем остальном. Но, тем не менее, это хороший современный учебник

4. «Настольная книга священнослужителя», в первую очередь первый и четвертый тома, они тоже у вас есть.