Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 77

Давайте поговорим о запрещениях. В течение всего срока - от принятия в число просвещаемых и до Великой Пятницы многократно читались запрещения. Первое запрещение обращено к дьяволу: не молитва, а именно запрещение. Поэтому его читает священник лицом на запад. Символически молящиеся в храме всегда молятся на восток: практика молитв на восток отражена уже в древнейших христианских текстах. И, хотя молится можно, в принципе, в любую сторону, но для церковной молитвы предпочтительно моление на восток. Поскольку с востока мы ожидаем пришествия Христова, восток это место, где встает Солнце, а Солнце это символ Христа, символ просвещения всякого человека. Соответственно запад символически место противоположное Христу, поэтому запрещение читается на запад, в сторону запада. Вот его текст.

«Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет, иже на древе сопротивныя силы победи, солнцу померкшу, и земли поколебавшейся, и гробом отверзающимся, и телесем святых востающым, иже разруши смертию смерть, и упраздни имущаго державу смерти, сиесть тебе диавола. Запрещаю тебе Богом, показавшим древо живота, и уставившим херувимы и пламенное оружие обращающееся сотрещи то: запрещен буди. Оным убо тебе запрещаю ходившим яко по суху на плещу морскую, и запретившим бури ветров: Егоже зрение сушит бездны, и прещение растаявает горы: той бо ныне запрещает тебе нами. Убойся, изыди, и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем, ниже да срящеши его, или действуеши, ни в нощи, ни во дни, или в часе, или полудни: но отиди во свой тартар, даже до уготованного великаго дне суднаго. Убойся Бога седящаго на херувимех и призирающего бездны, Егоже трепещут ангели, архангели, престоли, господства, начала, власти, силы, многоочитии херувимы: Егоже трепещут –небо и земля, море, и вся яже в них. Изыди, и отступи от запечатленного новоизбранного воина Христа Бога нашего: Онем бо тебе запрещаю, ходящим на крылу ветренню, творящим ангелы своя огонь палящь: изыди, и отступи от создания сего со всею силою и ангелы твоими».

Запрещение второе. «Бог Святый. Страшный и славный во всех делех и крепости Своей, непостижимый и неиследимый сый, Той предопределивый сый, тебе, диаволе, вечныя муки томление, нами недостойными его рабы повелевает тебе и всей споспешней твоей силе, отступити от новозапечатленного именем Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего. Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому и скверному и омерзенному и чуждему духу силою Иисуса Христа всякую власть имущаго на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: «Изыди от человека, и да не ктому внидеши в него»: отступи, познай твою суетную силу, ниже на свиниях власть имущую: помяни повелевшаго тебе по твоему прошению во стадо свиное внити. Убойся Бога, егоже повелением земля на водах утвердися, создавшего небо и поставльшаго горы ставилом и удолия мерилом, и положшаго песок морю предел, и в воде зельней стезю твердую. Прикасающимся горам, и дымятся: одевающегося светом яко ризою. Простершаго небо яко кожу. Покрывающаго землю на утверждении ея, не приклонится во век века. Призывающаго воду морску и проливающаго ю на лице всея земли. Изыди и отступи от иже ко святому просвещению готовящагося. Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа и честным Его телом и кровию, и пришествием Его страшным: приидет бо и не закоснит, судяй всей земли: и тебе, и споспешну твою силу умучит в геене огненней, предавый во тьму кромешную, идеже червь неусыпаемый и огнь неугасаемый».

Запрещение третье. «Господи Саваоф Боже Израилев, исцеляй всякий недуг и всякую язю, призри на раба Твоего, взыщи, испытуй, и отжени от него вся действия диавола, и изжени я, и очисти дела руку Твоею, и острое Твое употребивый действо, сокруши сатану под нозе его вскоре, и даждь ему победы на него, и на нечистыя его духи. Яко да от Тебе милость получив сподобитися безсмертных и небесных Твоих тайн, и славу Тебе возслет Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Заклинание третье. «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по образу Твоему и по подобию, и давый ему власть жизни вечныя таже отпадша грехом не презревый, но устроивый вочеловечением Христа Твоего спасение мира. Сам и создание Твое сие избавль от работы вражия, приими во царство Твое пренебесное, отверзи его очи мысленныя во еже озаряти в нем просвещению Евангелия Твоего. Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякого навета сопротиволежащего, от сретения лукавого, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых. Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его. Духа прелести, духа идолослужения и всякаго лихоимства, духа лжи и всякия нечистоты, действуемыя по научению диаволю. И сотвори …». И так далее.

Смысл запрещения оградить просвещаемых от искушений в течение огласительного срока: человек еще не крещенный подвластен сатане и, чтобы его еще до крещения от этой власти избавить, введены эти экзарцизмы.

Теперь чин отречения и сочетания. В чине отречения и сочетания человек сознательно исповедует свою веру (за ребенка это делает восприемник). Чин отречения состоит, во-первых, из отрицания от сатаны: «Отрицаеши ли ся сатаны?» - «Отрицаюся».Раз отрицается, другой раз те же самые слова отрицания и третий раз «Отрицаюся» – трижды отрекся. В Требнике говорится: «Обращает его священник на запад, горе руце имущи». То есть он обращается на запад, отрицается от сатаны, который символически стоит на западе и поднимает руку – это древний римский чин принятия клятвы (когда говорили клятву поднимали руку). Вот он поднимает руку и говорит отрицание. Так было еще в языческом Риме, и поскольку, Византия - преемница Рима, она восприняла и эти римские юридические жесты. То есть оглашаемый, если это взрослый человек, то он понимает, какую берет на себя ответственность: он не просто говорит эти слова, а он дает клятву, что отрицается от сатаны. Тут видите написано: «Совлечен и отрешен крещаемый» - крещаемый стоит без пояса, босиком – совлечен и отрешен – не препоясанный, босиком, то есть в полном смирении. Три отрицания. Интересно, дальше в Примечании написано, что если человек не говорит по-гречески, то за него говорит восприемник: восприемник должен научить человека. Естественно, что в нашем случае отрицание произносится по-русски, и если, допустим, креститься китаец, то восприемником должен быть человек, владеющий русским языком.