Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 67

Преп. Максим Исповедник (автор VII в.) очень любил Псевдо-Дионисия Ареопагита и написал на него Схолии (толкования). Максим Исповедник это один из самых глубоких византийских богословов, может быть даже самый глубокий. Чтобы понять его глубокое и сложное богословие нужно очень долго работать над его трудами, вчитываться в них. Для Максима Исповедника одним из главных авторитетов был как раз Псевдо-Дионисий Ареопагит. Ясно, что к VII в. уже все забыли о том, откуда взялись эти сочинения: в то время считали, что это был настоящий Дионисий Ареопагит. Но от этого труды Псевдо-Дионисия Ареопагита не становятся для нас менее ценными: Церковь их признавала с самого древнего времени, буквально с момента их появления в VI в. Если говорят, что они «псевдо», то это не значит, что они каким-то образом поврежденные. Максим очень сильно ориентировался на Корпус Ареопагитика, корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита и в одном из своих сочинений, которое называется «Тайноводство», он дает толкование Литургии. Названием «Тайноводство» Максим показывает, что намерен вести своих читателей к познанию тайны Бога, которая хоть и сокрыта от нас, может быть познана в Откровении. Он часто пользуется терминами «прообраз», «образ» и «символ», чтобы указать на присутствие тайны. Для Максима, находящегося в русле платонической традиции «символ» не столько знак отсутствующей реальности, сколько сама реальность присутствующая в символе. И на этой концепции, как на фундаменте он строит свою интерпретацию Литургии таинств. Максим первым из комментаторов дает свое толкование не только Литургии, но и храма, в котором она происходит, причем он достаточно подробно пишет о символике отдельных частей храма. Самой Литургии Максим дает двоякое толкование. Во-первых, в ней представлена Максимом вся история Божьего замысла о нашем спасении от сотворения мира до второго пришествия Христа. Своей земной жизнью Христос высвобождает человеческую природу от подверженности распаду и смерти.

Согласно толкованию Максима исповедника вход епископа в храм представляет первое явление Христа во плоти. Восхождение на горнее место – вознесение Христа. Чтение Апостол – наставление в христианской жизни. Возвещение Евангелия по Максиму означает конец света. Сошествие епископа с трона символизирует второе пришествие Христа. Закрытие дверей храма и уход оглашенных символизирует как бы конец материальной вселенной и вхождение достойных в брачный чертог Христа. Великий вход это начало новой жизни, нового просвещения на небесах. Лобзание мира служит прообразом любви и согласия, которые будут связывать нас вместе в будущем мире. Причащение указывает на обожение человека в грядущем мире и уже здесь частично его реализует: и действительно, в причащении мы достигаем обожения. Вот как об этом пишет Максим: «После этого, как вершина всего, наступает причащение таинству. Оно преображает всех достойно принимающих его и сподобляет их благу, которое проистекает как из милости Божией, так и из самого участия в таинстве. Ничто из того, что возможно и доступно человекам в этом благе они не будут лишены, так что смогут и назовутся богами силою усыновления по благодати. Потому что Тело Бога наполняет и не оставляет их без Его присутствия, никакую их часть». Максим находится в русле толкования Оригена и Псевдо-Дионисия Ареопагита, но он несколько иначе толкует Литургию. Как он показывает, Литургия содержит символы восхождения человека к Богу, причем большую часть Литургии он считает имеющей символику, относящуюся к Царству Небесному. Это толкование вполне соответствует богословию Евхаристии у евангелиста Луки, где как вы помните, Христос обещает пить с верными новое вино в Своем Царстве и затем преподает чашу. Евхаристию евангелист Лука считает уже явлением Царства Божия. В этом смысле толкование Максима Исповедника очень близко к богословию евангелиста Луки. Но, кроме того, Максим наделяет Литургию еще и другим специфическим смыслом: Евхаристия, согласно ему символизирует восхождение души к Богу. Максим иначе связывает обряды с разными моментами спасения, но в том же русле, что и Псевдо-Дионисий Ареопагит и ранний Ориген.

Совершенно иная традиция возникает в толковании на Литургию святителя Германа Константинопольского (VIII в.). Труд свт. Германа называется «Церковная история» – но на самом деле это толкование Литургии. Свт. Герман соединяет Александрийский подход, подход, который мы видели у Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника с историческим символизмом, с которым мы встречались на примере Федора Мопсуестийского, когда части Литургии понимаются как соответствующие отдельным моментам из жизни Христа, из Евангельской истории. Свт. Герман соединяет традиции духовного и исторического символизмов, Александрийскую и Антиохийскую традиции, он подробно толкует не только Литургию, но и части храма, отдельные предметы церковной утвари, даже священническое облачение. Следует отметить, что в рукописях сохранился в основном переделанный текст свт. Германа, сильно дополненный, и лишь недавно вышло относительно критическое издание, где установлен первоначальный текст, написанный самим свт. Германом, очищенный от позднейших наслоений. Давайте посмотрим в таблице сравнение разных символик.

Протесис (проскомидия) по Герману символизирует жертву Христа. Антифоны (энексис) – пророческое предсказание Боговоплощения. Малый вход - пришествие Сына Божия в мир. Восхождение епископа на горнее место – исполнение дела спасения и вознесение. Прокимен и аллилуйя – пришествие Христа. Евангелие второе пришествие Христа. Видите, в этих моментах у него символика сходная с Максимом Исповедником. Великий вход символизирует шествие Христа на страсти, хотя, видите, второе пришествие вроде бы уже произошло (здесь, наверное, перекликаются две традиции). Возложение Даров – символизирует погребение Христа. Анафора – воскресение Христово.