Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 73

Что еще важно: что Крещение происходит в проточной воде, то есть в открытом каком-то водоеме. А также «Дидахи» указывает, что можно Крещение совершать обливанием. Это против старообрядцев, «Дидахи» говорит, что в нормальном случае Крещение должно совершаться погружением: погружение в воду это знак погребения, знак смерти, почему важно именно погружение в воду (только в крайнем случае, можно возлить воду на голову). Это не должно быть обычной нормальной практикой, как говорится в «Дидахи», но в принципе это возможно. Старообрядцы говорят, что те, кто приняли крещение обливанием – некрещеные. Это противоречит древнейшей церковной традиции.

Сохранилось весьма много древних свидетельств о Крещении, даже больше чем о Евхаристии, мы прочтем только некоторые в качестве примера.

Свидетельство Апостольского Предания (IIIв.) о Крещении начинается с 15 главы: «О неофитах, приходящих к вере». «Те, которые впервые приводятся к слушанию Слова, пусть приводятся сначала в присутствии учителей, прежде чем они предстанут, пусть спросят их о причинах, вследствие, которых они обращаются к вере». Мы видим, что уже появился институт оглашения: сущестует предварительная, длинная подготовка перед Крещением и наставление в вере. Оно начинается с того, что неофиты приходят и их испытывают. «Пусть спросят об их образе жизни: женат ли, раб ли. Если раб какого-нибудь христианина и господин его разрешает, то пусть слушает слово, а если господин не разрешает и говорит, что он не достоин, то - отвергает. Если же господин язычник – наставь раба быть преданным своему господину, чтобы не возбудить прекословие. Если кто-нибудь имеет жену или жена – мужа, пусть не оставляет их как муж доволен женой, а жена мужем …».

16 глава – глава о делах и занятиях. «Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать». Дальше идут предписания, что оглашенный должен уже вести жизнь по заповедям, иначе, если он не может вести жизнь по заповедям, как можно его допустить до Крещения. «Оглашенные пусть слушают слово в продолжение трех лет». Вот какой продолжительный срок уже есть в Апостольских Преданиях – целых три года, в то время как в «Дидахи», мы видели, надо было просто все рассказать оглашенному и уже через несколько дней покрестить, перед этим в течение нескольких дней просто попостившись. По «Дидахи» вся подготовка к Крещению сводится к посту в течение нескольких дней, а в III в. мы уже видим оглашение в течение трех лет. «Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимает во внимание не время, а само поведение». То есть если кто-то покажет себя хорошим христианином уже до Крещения, тот может быть крещен и раньше. «Когда учитель закончит поучение (для оглашенный произносились какие-то поучения), то оглашенный пусть молится отдельно от верных. И женщины пусть стоят в церкви в каком-нибудь месте отдельно, будь они христианки или оглашенные. По окончании молитвы они не дают друг другу лобзание мира, ибо лобзание оглашенных еще не свято. После молитвы учитель возлагает руки на оглашенных молится и отпускает их. Здесь важно свидетельство: если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие, и он был замучен, когда его грехи еще не были отпущены ему Крещением, то он будет оправдан, ибо принял Крещение своею кровию». В памятниках третьего века и у Тертулиана и в Апостольском Предании мы встречаем также возможность крещения кровью.

«Когда будут определены намеревающиеся принять крещение (то есть, когда будет ясно, кто из оглашаемых в ближайшее время примет крещение), пусть исследуют их жизнь, жили ли они честно, пока были оглашенными, утешали ли они вдов, посещали ли они больных, совершали ли они добрые дела. И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом, что поступал именно так, то пусть слушают Евангелие». Здесь мы видим, что уже есть институт тех, кто поручается за крещаемых. Он возник именно в связи с тем, что христиане подвергались гонениям, и принять в церковь человека со стороны просто боялись, потому что он мог оказаться римским агентом, агентом римской разведки. Поэтому требовали поручительства от уже испытанного человека, члена Церкви. Так и возник институт восприемников. Первоначально восприемники были теми людьми, которые поручались за крещаемых, естественно, за взрослого человека и говорили: «Я хорошо знаю этого человека, он не чекист, и, кроме того, ведет благочестивый образ жизни».

«Со времени же, когда они были отделены (те, кто намеревался принять крещение в ближайшее время), на них ежедневно возлагаются руки, пока заклинают их». То есть в III в. также появляется – заклинание. Человек еще не крещенный, пока он не крещен, подвержен действию греха и подвержен действию сатаны. И вот, чтобы не случилось с ним искушения, чтобы предохранить его над ним все это время до крещения читают заклинательные молитвы, поскольку он еще не свободный, еще раб греха.

«Когда приближается день, в который они будут крещены, епископ заклинает каждого из них, чтобы узнать, чист ли он. Пусть наставляет тех, которые должны креститься, чтобы они приготовлялись, а пятый день недели омывались». Крещение совершается в субботу вечером, то есть накануне воскресения.

«Готовящиеся ко Крещению в канун субботы пусть постятся (пост перед крещением), а в субботу те, которые примут крещение пусть соберутся по указанию епископа в одно место, всем им повелевается, чтобы они молились и приклонили колени. И, возлагая на них руку, соответственно заклинать их от чуждых духов, чтобы они убежали от них и не возвращались к ним. По окончанию заклинания пусть он дует им в лицо, пусть осенит им лоб, уши, ноздри и поднимает их. Пусть они будут всю ночь, да читается им, и наставляется». И те, кто собирается принять крещение, с собой приносят хлеб и вино для Евхаристии. В этот день они станут, наконец, участниками таинства Евхаристии, и в этот день им подобает принести с собой приношение хлеба и вина для алтаря. Первый раз в жизни они имеют право принести к алтарю хлеб и вино для таинства Евхаристии.