Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 80

Далее вернемся в нормальный чин. «Священник помазывает воду». Вода не только освящается с помощью этой молитвы, весьма похожей на анафору, она еще и помазывается этим освященным елеем. «Священник трижды поет «Аллилуйя» и помазывает этим елеем воду». Интересно, что, например, у Дионисия Ареопагита в его описании Крещения в «Трактате о церковной иерархии» священник помазывает воду не елеем, а святым Миром. То есть этим показывается, что эта вода не простая вода и даже не простая освященная вода, а вода, в которой человек получит крещение от воды и Духа. Елей символизирует присутствие духа Божия в воде. Затем человек помазывается с разными формулами. Здесь говорится: помазуется раб Божий елеем радования во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во исцеление души и тела, в слышание веры. Помазание осуществляется на разных частях тела. «Руце сотвористе мя, создасте мя». У нас сейчас помазываются только некоторые части тела, в Византии помазывалось все тело. Священник наливал елей на голову, а дальше дьякон, а у женщин – дьяконисса обтирали все тело сверху донизу, символизируя этим ту новую благодать, которой облекается человек. Сейчас только крестики делают на отдельных частях тела, а в Византии помазывали елеем все тело. Человек как бы облекается в новую жизнь. Тут же совершается Крещение. «Егда помажется все тело крещают его (а крещати - это значит погружать, слово крещать не имеет ничего общего со словом крест, никакой общей этимологии, хотя слова и созвучные)». То есть погружают его в воду, причем крещаемый находится лицом к востоку. «Зряще на восток, глаголя: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь»».

О Крещении, совершаемом мирянином.

В случае смертной опасности всякий верующий православный человек должен крестить умирающего, если он не крещен, или если есть смертная опасность. Например, идут люди в бой и человек говорит, что он хочет принять крещение. И если другой солдат крещен, он должен его крестить, потому что если убьют его товарища, то он окажется некрещенным. Крестить в таком случае нужно именно по этой формуле: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца. Аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь», возливая на него или воду или даже сыпля на него песок, если воды нет, или даже слюной его помазать собственной (такое тоже допускается). Но такое крещение признается, только если была смертная опасность и особая необходимость. Если же мирянину просто захотелось побаловаться, и он совершил такое Крещение, то оно считается кощунственным и не признается, поскольку это не Крещение, а кощунственное действие. Совершителем Крещения является Священнослужитель (священник или епископ), а мирянин может совершать крещение только в случае смертельной опасности. Если мирянин желает, то до крещальной формулы он может прочитать какую-нибудь молитву: «Царю Небесный» или «Отче наш», но это не обязательно. Если у него есть Святая вода, то тогда, конечно, нужно крестить Святой водой.

Такое крещение, совершенное мирянином священник затем восполняет. То есть священник над таким человеком, если он выживет, после того, как его таким образом крестили, совершает все остальное, начиная с того, что по Требнику следует за погружением. Если человек погибает, значит, он считается крещенным.

Мы выяснили порядок Крещения в Константинополе в классическую эпоху. Почему мы так много говорим о Константинополе? Потому что Русская Церковь с самого начала пользовалась константинопольским обрядом. Поэтому нам важно знать о константинопольском обряде и о времени расцвета литургической жизни в Константинополе. Времени расцвета обрядов – IX-Xвв., когда традиция, восходящая к более раннему времени окончательно была сформирована, достигла своего расцвета и с тех пор изменялась сравнительно мало.

Мы закончили на погружении в воду. Давайте откроем Требники. Итак, напомню вам сюжет. Великая Суббота, вечерня Великой Субботы, после первой паремии все ушли креститься в крестильню. И вот во время пятнадцати паремий совершается Крещение. Совершается освящение воды, освящение елея, помазание воды елеем, помазание крещаемых елеем, погружение их в воду. О символике елея мы уже сказали, несколько слов о символике воды. Вода, согласно Библии, один из главных элементов мира, окружающего человека.

Символика воды в Библии.

Вода это творения Божие, о чем много раз говорится в Священном Писании. Причем интересно, что у семитских народов (в частности у евреев) было развито представление о двух разновидностях вод – нижней и верхней, соответственно воды, которые над небом (твердь) и воды, которые под небом на земле. Соответственно как бы в тверди открываются отверстия, и падает дождь. Это хоть и примитивное представление, но с другой стороны мы видим, что оно более или менее соответствует действительности: сверху атмосфера, находятся облака, из которых падает дождь. То есть такое представление не так далеко от реальности. В Библии многократно подчеркивается, что вода является одним из важных элементов сотворенного Богом мира. Бог дает дождь на лице земли (назначен устав воде) и всячески ею управляет. Но сама вода имеет двоякий характер: с одной стороны, без воды человек не может существовать – вода это один из главных компонентов жизни, поэтому вода является знаком благословения Божия всему живущему, лишение же воды – страшное наказание. С другой стороны, вода может быть и грозной, страшной, неуправляемой пучиной: это и воды потопа, сбивающие все на своем пути, и, например, воды океана, где живут неизвестно какие существа, даже до сих пор ученые находят каких-то непонятных зверей, тем более в древние времена было непонятно, что в воде жило. Из-за этого вода считается местом обитания сатаны. Вода как символ такого неупорядоченного хаоса, бунтующего против красоты творения. Кроме того, вода еще является средством очищения. В Ветхом Завете очень много разных обрядов, связанных с водой и очищением с помощью воды от всякого осквернения, нечистоты. Интересно, что в эпизоде о браке в Кане Галилейской, где Господь Иисус Христос превращает воду в вино, была вода именно для очищения. Там так и говорится, что стояли водоносы с водой, по обычаю иудейскому, для очищения. Эту очистительную воду Христос преобразует в вино, имеющее несколько иное символическое толкование. Что указывает нам на то, что в Новом Завете мы имеем иной вид благодатных ощущений. Все эти символы, связанные с водой, имеют еще эсхатологический характер: обилие воды, но воды не грозной, а послушной, является признаком земли обетованной. Вся эта символика воды Ветхого Завета переходит в символику Нового Завета (так что с водой сравнивается, например, Дух Святой), и получает свое полное значение в христианском Крещении. Иоанн Креститель крестит водой во отпущение грехов, но это не то благодатное Крещение, которое мы имеем, а иудейский обычай омовения с помощью воды. При этом Иоанн Креститель употребляет воды Иордана, когда-то очистившие от проказы Неемана.