Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 86

Теперь посмотрим книги о Крещении и Миропомазании. Видите совсем небольшая библиография. Действительно таинству Крещения посвящено совсем немного книг на русском языке. На западе гиганское количество книг о Крещении. Это связанно еще с тем, что многие протестанты Крещение считают единственным таинством, поэтому на Западе очень много книг о Крещении. Я их сюда просто не стал включать. Дореволюционная книга А. И. Алмазова «История чинопоследования Крещения и Миропомазания». Это хорошая книга, в ней много выдержек из святых отцов. К сожалению Алмазов немного тенденциозен. Он пытается доказать, что современная практика, когда, в частности, воцерковление совершается после Крещения, а не до и другие моменты была такая с самого начала. Это неправда. Но все равно это хорошее, солидное исследование с массой ссылок из святых отцов, и другого такого исследования на русском языке пока что нет. Еще одна книга это книга А. Шмемана «Водою и духом». Эта книга написана очень популярно, но немножко фантастически. То есть отец Александр не разобрался как следует во многих исторических реальностях и в книге содержаться ошибки с исторической точки зрения. Тем не менее книга доступна, она у вас, по крайней мере, есть, можете ее почитать. Есть еще книга М. Аранца на русском языке, тоже о Крещении - «Покаяния двери». На самом деле, на русском языке всего три более или менее больших книги, посвященных именно Крещению.

Есть ли у вас вопросы о таинствах Крещения или Миропомазания?

Вопрос: Человек, который решает отказаться от Крещения?

Ответ: Если крещенный человек хочет сказать, что он не крещенный? Это невозможно, это никакой чин не может сделать. Если человек крещенный, на нем печать Святаго Духа. Только Святой Дух может у него отнять ее. Из священного Писания мы видим, из послания апостола Павла к Коринфянам, что Крещение это великая ответственность. И если человек обещания, которые дает при Крещении не выполняет, по крайней мере, не старается выполнять, то он будет осужден гораздо больше, чем человек, который вообще не крещен. Это тоже стоило бы объяснить, тем людям, которые приходят в Церковь просто креститься и забыть обо всем. В этом случае лучше может быть и не креститься. Поскольку, если человек не ведет христианскую жизнь после Крещения, а просто крестится, чтобы не болеть или еще что-то, то это ему только в осуждение идет.

Вопрос: А где старообрядцы берут миро?

Ответ: Старообрядцы миро нигде не берут. Старообрядцы бывают различных толков. Беспоповцы, например, только крестят и все. Конечно, нужно семь таинств иметь, но они считают, что сейчас царство Антихриста и поэтому прещение, оскудение благодати. А старообрядцы, имеющие иерархию, берут миро от своей иерархии, но Православная Церковь эту иерархию не признает. Поэтому при переходе в православие любых старообрядцев миропомазывают (не потому что они еретики, а потому что все они считаются крещенными мирянами). Всех, кого крестили миряне, миропомазывают.

Вопрос: Если католики неправильно крестят?

Ответ: Относительно крещения католиков - это большой вопрос. Как надо принимать правильно католиков? Вопрос о чинопоследовании приема в Церковь, тоже весьма сложный вопрос.

Чин приема в Церковь неправославных

Итак, чинопоследование приема в Церковь неправославных. В Православной Церкви с крещением человека, который уверовал, прослушал оглашение или его привели крестить православные родители – все просто: открыл Требник и совершил крещение. Но есть, оказывается, целый ряд последований, связанных с принятием в Церковь разного рода неправославных. В Большом Требнике есть последование о Крещении магометан и евреев (иудеев) с достаточно серьезными проклятиями и отрицаниями от сарацинского неверия

Чин начинается так: «В первых вопрошаю тя, - говорит епископ, - аще отрицаешися от сия богопротивныя турецкия (непонятно почему турецкой, а не арабской,) веры и всего их скверного мудрования и аще проклинаешь ея». «Отрицаюся сия богопротивныя турецкия веры». «Отрицаеши ли ся Мехмед (это Мухамед) его же турцы яко боже и пророка чтут и проклинаеши ли его, яко дьявольского а не Божиего слугу лживого пророка». Дальше проклинают их всех. «Отрицаеши ли ся окорана (это Коран - алькоран по арабски) и всего писания и учения проклятого Мехмета, яко богопротивного хульна суща душегубника и проклиная ея». В общем, достаточно серьезно проклинается. Тоже самое чин принятия иудеев: тут читается целая огромная молитва, молитва исповедание. «Аз (имя рек) иже от евреев днесь приступая к вере христианстей и за некое насильство неложное убийство неискушение и убожество …» - большое-большое отрицание. Это чины крещения иудеев и магометан. После того как они отрицаются от своего заблуждения, совершается обычный чин крещения.

Итак, как принимаются неправославные христиане? С неверующими язычниками все ясно, с иудеями и магометанами тоже все ясно – есть специальный чин отречения и потом совершается обычный чин Крещения.