Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 9

Важным моментом в этом вопросе является то, что Таинства установлены Христом. Что это значит? Что такое установленность Таинства Христом? Христос обещал, что всегда, когда Церковь будет молиться именно об этом, подать ей просимое. Церковь может молиться о чем угодно. Верующие могут собраться и под предстательством священника или епископа молиться, например, о повороте рек на запад. Но Бог совершенно не обещал это делать, не обещал исполнять такое безумное прошение. Но вот в том, что касается Таинств, это Бог обещал. Это и есть установленность Таинств. Кроме этого, для того чтобы рассеять любые сомнения относительно того, правильно ли совершена служба, в Церкви установлен определенный обычай, определенное зафиксированное чинопоследование. Зачем в Церкви существует определенное чинопоследование? Для того, чтобы, одной стороны, люди могли надлежащим образом участвовать в службе (если в Церкви каждый раз будет происходить новая служба, то верующие просто не смогут молиться по настоящему, все будет незнакомое и им трудно будет сразу привыкнуть к новому). То есть, чтобы верующие могли полноценно участвовать в богослужении. А, с другой стороны, чтобы не было никаких искушений: что-нибудь не то сказать или наоборот не сказать того, что нужно. Чтобы все было чинно, как говорит в своих посланиях ап. Павел «все благоговейно и по чину да бывает».

2.1. Учение о семи Таинствах.

Основание этого учения можно видеть в известном чтении из Ветхого Завета: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Вы, наверное, слышали много раз это третья паремия на богородичном празднике. Поскольку под домом разумеется Церковь, под столпами можно разуметь Таинства. Но все-таки в этой цитате не говорится прямо о таинствах и ни откуда не следует, что это нужно понимать именно так, т.е. что под столпами нужно понимать именно Таинства. У Псевдо-Дионисия Ареопагита в его «Трактате о церковной иерархии» мы встречаемся с учением о семи Таинствах, но у него среди таинств названы Освящение мира, монашеский Постриг и Отпевание. То есть из наших семи таинств остается только четыре: Евхаристия, Священство, Крещение, Миропомазание, ни о Покаянии, ни о Браке, ни о Елеосвящении Псевдо-Дионисий не упоминает. Из этого вовсе не следует, что во времена Псевдо-Дионисия не было последований Таинств Брака, Покаяния и Елеосвящения. А, следовательно, можно предположить, что выделение тех или иных последований в Таинства немного условно.

Впервые то Учение о семи Таинствах, которое мы сейчас имеем, (то есть учение о том, что Таинства суть Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Покаяние и Елеосвящение) было четко сформулировано на католическом Лионском соборе. Нужно сказать, что никто на Востоке с положением о таинствах спорить не стал, т.е. хотя на Востоке мы и не находим каких-то свидетельств в это время, однако, это всеми было принято без вопросов. Авторитетными православными документами, которые утверждали бы доктрину о семи таинствах, которую мы были бы обязаны признавать, являются различные определения веры и Послания восточных патриархов XVII в. Если вы изучали догматику, то вы знаете, что есть такой источник догматики. Кроме Посланий Соборов есть еще ряд авторитетных документов XVII в., в которых содержится учение о семи таинствах. Ничего явно плохого в этом учении нет, хоть оно и было сформулировано на униатском соборе, нужно лишь помнить, что в то время как ясно, что Евхаристия и Крещение это важнейшие Таинства, возможно, считать, что некоторые церковные чинопоследования, хотя и не считаются формально таинствами, по своей сути весьма близки к Таинствам. Без них Церковь существовать также не может, ну, например Освящение мира – важнейшее чинопоследование: если бы у нас не было святого мира, мы бы не имели ни Миропомазания как Таинства. Как может быть Миропомазание без мира? Не могли бы храм освятить: храм освящается через помазание миром. Но, тем не менее, само Освящение мира таинством не считается. То есть к этим семи таинствам тесно примыкают некоторые важнейшие чинопоследования, священнодействия, например, отпевание это тоже не таинство, но весьма важный чин.

Для чего служат эти семь Таинств? Центральным из Таинств является Евхаристия. Как уже сказано, богослужение вообще существует для того, чтобы человек имел возможность общаться с Богом. Человек имел Богообщение в раю, после грехопадения утратил его, и в ветхозаветном культе имел богообщение уже не в таком совершенном виде. Моисей также общался с Богом, хотя уже не в такой полноте как Адам. В Новом Завете Богообщение восстанавливается во всей полноте и даже еще в большей полноте, чем в раю. Человек может приобщаться самого Христа, приобщаться к Его человеческой природе, чтобы через это достигать обожения по благодати. Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы приобщаемся к обоженной человеческой природе Христа, и через это сами достигаем обожения. Сама Церковь названа Телом Христовым. Кто является членом Церкви? Только те, кто причащаются Святых Таин те, кто имеет часть в теле Христовом. Причащаясь, они общаются с Богом, их ветхий человек обновляется, заменяется новым и, таким образом, они спасаются. Поэтому Евхаристия это главное таинство, без нее Церковь вообще немыслима. Евхаристия это центр всей церковной жизни, она главное средство к спасению. Все другие таинства имеют смысл лишь постольку, поскольку существует Евхаристия: если б не было Евхаристии, не было бы смысла и в других таинствах. Она является их завершением. Все другие таинства, поскольку они тоже являются средством общения с Богом, заканчиваются Евхаристией. То есть Евхаристия это венец таинств, за любым таинством следует причащение, и достигается цель.

Таинство Крещения и Миропомазания служат для вступления в Церковь. Причащаясь, человек находится в Церкви. А вступлением в Церковь, дверью в Церковь являются Таинства Крещения и Миропомазания.