Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 53

Как изымается Агнец? Из просфоры вырезают центральную кубическую часть. Сверху на ней печать. Нижняя часть кубика надрезается крестообразно. Кроме того, священник символически укалывает Агнец в одну из сторон. Все это символически изображает Жертву. Символически – изъятие, надрезание и укалывание. Одновременно это и практически удобно – в конце Литургии, когда дойдет дело до обряда преломления, Агнец легко преломить – Агнец уже приготовлен для преломления. Согласно «Толкованию» Германа Константинопольского, при изъятии Агнца говорились слова: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение» и слова «Яко агнец непорочен прямо стригущего Его безгласен, так не отверзает уст своих» - слова из пророка Исаии. Позже этот обряд немного усложнился, так что в «Диатаксисе» Филофея это происходит так. Священник трижды изображает копием крест над просфорой, говоря: «В воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», показывая тем самым, что вся Литургия является воспоминанием, как Христос заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание». Затем вырезают со всех сторон Агнец, говоря слова из Исайи: «Яко овча на заколение ведеся. И яко агнец непорочен прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирении Его судии взястся. Род же Его кто исповест».

Затем, положив снизу копие, изымает Агнец, говорит при этом слова: «Яко вземлется от земли живот Его» - все это слова из пророка Иссайи. Затем крестообразно разрезает снизу, говоря: «жреца Агнец Божий вземляй грех мира за мирский живот и спасение» (так как здесь показано - крестовидно). После этого укалывается одна из сторон с десной стороны, говоря: «Един от воев копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода и виде бо свидетельствова и истинно свидетельство его» - слова из Евангелия от Иоанна. Символически все это изображает распятие, принесение в Жертву и укалывание копием, когда Христа распятого один из воинов уколол копием, как вы знаете из Евангелия. Это то, что записано в схеме Проскомидии под номером 2.1. – приготовление Святого хлеба.

После этого священник благословляет, и диакон вливает в чашу вино и немного воды. Евхаристия всегда совершается не на вине только, а на вине с водой. Поскольку Христос совершил евхаристию на вине с водой (смешивать вино с водой это древний средиземноморский обычай), постольку в христианской традиции вино всегда смешивается с водой. Единственная Церковь, которая служит на вине, не разбавленном водой, это Армянская Церковь (армяне из духа противоречия служат на вине, не разбавленном водой). Они в свое время специально это сделали наперекор византийцам, хотя на самом деле поступили наперекор всей Церкви, а не только Византии. В Православной Церкви хлеб для Литургии выбирается квасной, хотя католики, как вы знаете, служат на пресном хлебе, они и на квасном тоже служат (для них это все равно), а армяне служат на пресном хлебе.

Дальше начинается поминовение: изымаются частицы сначала из просфоры в честь Божией Матери, затем из просфоры в честь святых – девятичинной просфоры – из нее в нашей практике изымается девять частиц, из просфоры за живых и просфоры за умерших. Затем, если есть маленькие просфорки (а в большинстве храмов они есть), изымаются частицы из маленьких просфорок. Эта часть проскомидии весьма разнообразна: в разных «Уставах литургий» она различна. Литургию можно совершать на трех просфорах, на пяти и на семи. Мы сейчас служим Литургию на пяти просфорах, но если посчитать маленькие просфорки, которых может быть сто, то мы можем на ста пяти просфорах служить. Поэтому обвинение старообрядцев, что правильно служить на семи просфорах не обоснованно: они и сами маленькие просфорки тоже используют, то есть они и сами служат, фактически, не на семи просфорах. Потому что эти маленькие просфорки ничем не отличаются от остальных, из них тоже изымаются частицы. Греки сейчас вообще служат на одной просфоре. Греки используют большую просфору с пятью печатями. На служебной просфоре у греков делают: в середине печать для Агнца, а по сторонам четыре печати соответственно для Божией Матери, святых, живых и умерших. То есть число просфор совсем не принципиально.

После того как поминовение закончится, священник поминает самого себя. На дискос ставится звездица, на него кладется покровец, на чашу также покровец и поверх все покрывается воздухом (большой покров). Каждый из этих предметов перед тем как его возложить на Дары как бы обмакивается дымом кадила. При этом говорят соответствующие стихи. Практически Дары покрываются для того, чтобы во время службы ничто на них не падало, чтобы они никак не могли быть повреждены. В то же время с символической точки зрения возможны различные толкования. Мы еще будем говорить о символике Литургии.

Затем читается молитва предложения пункт – 5. Мы говорим «проскомидия» - это не совсем верно. По-гречески проскомидией называется принесение Даров во время Великого входа. А этот момент называется по-гречески «πρότεσης»(«протесис») – предложение. Так же и в Служебнике называется не проскомидия, а предложение. Поэтому здесь - тоже молитва предложения.

Произносится отпуст и дальше совершается каждение жертвенника, престола, алтаря и всего храма. Обязательно предлагалось в храмовых Литургиях совершается каждение, чтобы верующие приходя в храм на Литургию обоняли благоухание Царства Небесного. Какие еще обряды бывают перед Литургией? Перед проскомидией священник, приходя в храм, читает входные молитвы о своем недостоинстве. Затем заходит в алтарь и облачается, после чего начинается проскомидия.

Мы уже разобрали практически всю Литургию, остался только ее конец: пункт 7.2. -поется 33 Псалом и раздается антидор. Чтобы этот вопрос понять нужно сначала очень долго говорить об изобразительных, поэтому он откладывается до второй части курса.