Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 37

Затем говорится «Вонмем. Святая святым. Един свят, Един Господь». В нашей таблице этому соответствует пункт 5.4. в правом столбце.  Здесь так и сказано: «Святая святым, Един свят», то есть те же самые слова, что и в современной Литургии, отметьте это. Далее приготовляются Дары к причащению, и епископ преподает Тело Христово, говоря: «Тело Христово, аминь». А диакон подает чашу, говоря: «Кровь Христова, чаша жизни, аминь». Я хочу подчеркнуть, что обычай причащаться лжицей сравнительно поздний. В IV в., конечно, никаких лжиц еще не было, и все верующие причащались раздельно: отдельно от хлеба, отдельно от чаши. Во время причащения поется 33 Псалом «Благословлю Господа на всякое время» После причащения диаконом читается благодарственна ектенья: «Причастившись, возблагодарим и помолимся не в суд, но во спасение нам быти» - это пункт 6.4. И епископ читает молитву благодарения. Тоже пункт 6.4.

Затем епископ читает молитву главопреклонения. Мы видим, что перед выходом из храма каждой из групп всегда читается молитва главопреклонения. Перед выходом слушающих была молитва главопреклонения, перед выходом оглашенных была такая молитва, уже об оглашенных, вот и здесь тоже молитва главопреклонения обо всех верующих. Она соответствует в нашей таблице пункту 7.1. И диакон говорит: «Изыдите в мире» - то, что как раз над пунктом 7.1. в правой колонке, видите, здесь слова «с миром изыдите». Главопреклонная молитва заменила собой благословение епископом каждого. Пока христиане были гонимы, в церквах присутствовало совсем мало народу, скажем, в северной Африке был обычай в то врем ставить епископа над общиной, если в ней было хотя бы 12 человек. Представьте себе - вот у нас тут народ собрался, и по североафриканской практике времени гонений IVв. можно, наверное, двух епископов поставить. К концу IVв. паства, конечно, сильно увеличилась, и в конце службы невозможно было каждого благословить персонально, поэтому такое благословение рукой заменяется молитвой главопреклонения, все преклоняют головы и Бог всех невидимо в этот момент благословляет.

Итак, к концу IVв. уже существуют следующие элементы из нашей таблицы. В Литургии оглашенных к концу IVв. уже присутствует пункт 3 (чтение Св. Писания), правда не полностью (за исключением некоторых моментов), пункт 5 (окончание Литургии оглашенных). В Литургии верных - пункт 1 (Мирная ектенья и молитвы верных) присутствует не полностью, вместо Великого входа просто стоит принесение диаконами хлеба и вина (т.е. пункт 2 только частично), пункт 3 (приготовление к освящению Даров) тоже присутствует только частично (мы не видим в Литургии IVв. ни Символа веры, ни просительной ектеньи, видим только лобзание мира), пункт 4 (анафора) присутствует во всей полноте, пункт 5 (приготовление к Причащению) тоже лишь частично (в Литургии конца IVв. в Антиохии мы не видим молитвы Господней «Отче наш»). Пункт 6 (Св. Причащение), конечно, присутствует полностью и пункт 7 (окончание Литургии верных) тоже присутствует только частично. Мы видим, что еще очень много пробелов по сравнению с нашим современным чином. И вот, как раз здесь, поскольку это конец IVв., мы можем подойти к началу истории нашей византийской литургии. Потому что именно концом IVв., началом Vв. датируются первые свидетельства об евхаристическом чине Константинополя.

Вот теперь возвращаемся к вопросу - этапы развития евхаристического чина Константинополя. Он начинается уже не на пустом месте, а с того, что мы отметили: что в схеме уже какие-то элементы присутствуют. Теперь нам остается выяснить, откуда взялись все остальные элементы, не отмеченные в схеме. Первые свидетельства о евхаристическом чине Константинополя датируются концом IVв. Первым таким свидетельством являются проповеди Иоанна Златоуста. Как я уже говорил, на первой лекции, эти проповеди были тщательно изучены Ван Дер Павердом и на основе этих проповедей он реконструировал примерный порядок Литургии в Константинополе в начале V века. Что это за порядок?

Литургия начинается с того, что архиерей входит в храм и говорит «Мир всем», и сразу восходит на горнее место. Следует чтение из Ветхого Завета, поется Псалом, читается Апостол, Евангелие, бывает проповедь, отпуст оглашенных, отпуст кающихся, ектенья и молитва верных, «Мир всем», лобзание мира. Читается анафора, затем «Отче наш», затем молитва главопреклонения, возглас «Святая святым» и причащение. С одной стороны мы видим здесь практически точно тот же чин, что и в Антиохии в конце IVв., но в нем появились 2 дополнительных элемента - молитва Господня «Отче Наш» и главопреклонная молитва перед возгласом «Святая святым».

Литургия оглашенных

Теперь нужно сказать о содержании этих элементов. Итак, Литургия состоит из двух основных частей, с самых первых свидетельств о ней. Первая часть - чтение Писания и толкование его - то, что называется Литургией оглашенных. Тут все ясно - пришли люди в храм, услышали слова Писания и проповедь. При этом с III века, когда появляется институт оглашенных, в конце этого краткого последования добавляется молитвы и отпуст оглашенных, поскольку оглашенные приходят именно для того, чтобы послушать Писание - они еще не могут участвовать в таинстве, они лишь приходят, поучиться Слову Божию. С содержанием этой части, как мне кажется, все ясно и очевидно. Ясно также, что эта часть может употребляться и без Литургии, собственно без таинства - можно просто послушать Писание и разойтись. И, действительно, весьма во многих рукописях и александрийских и армянских содержится такое последование, при котором фактически совершается только Литургия оглашенных и на этом все заканчивается.

Примерно такое последование, не совсем такое, но примерно, имеем мы и сейчас, в наши дни оно называется «Последование изобразительных». Есть такой чин изобразительных – он совершается в те дни, когда не совершается Литургия, она заменяется как бы такой вот Литургией оглашенных. Если в какой-то день по уставу непременно должна быть Литургия, например, на Пасху, но нет священника, или нет возможности ее совершить, в этом случае совершаются Изобразительные с чтением Святого Писания. В пасхальной 50-й главе из Типикона, где записано последование Пасхи, есть специальное указание, как совершаются Изобразительные, если на Пасху нет Литургии. Тогда на Изобразительных читается Евангелие, т.е. фактически просто совершается Литургия оглашенных без продолжения.