Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 24

Перед анафорой иногда бывает вступительный диалог. В некоторых анафорах бывает по несколько эпиклесисов или по несколько интерцессио, поэтому могут говорить эпиклесис 1, эпиклесис 2 и т.д. То же самое об: интерцессио 1, интерцессио 2 .и т. д.

Анафора переводится с греческого как воспоминание.

Теперь давайте прочтем анафоры и посмотрим на молитву. Давайте сначала посмотрим на анафору Барселонского папируса.

Анафора Барселонского папируса.

Анафора Барселонского папируса – это анафора александрийской структуры, александрийского происхождения. Это анафора III. или IV вв. (по крайней мере, не позднее, а может быть даже и раньше). Эта анафора содержится на папирусе, который хранится в г. Барселоне, поэтому папирус и называется барселонским. Этот папирус не так давно был исследован, поэтому анафора не имеет какого-то имени. Кроме Барселонского папируса она сохранилась еще в коптских источниках на коптском языке (копты это коренное население Египта), что свидетельствует о ее распространенности в Египте: анафора была широко распространена в Египте, если ее перевели для коренных египтян. Эта анафора достаточно краткая, и не самая главная из александрийских анафор (все-таки она сохранилась только в нескольких рукописях), но в то же время ее интересно посмотреть.

1.  Вступительный диалог: «Еди́н Бог Иисус Господь. Горе́ сердца (ввысь сердца имеем) имеем ко Господу. Снова возблагодарим. Достойно и праведно …» - Вот это весь вступительный диалог.

2.  Praefatio. Следующая часть: «Достойно есть и праведно Тебя хвалить, Тебя благословлять, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Владыко Боже Вседержителю. Отче Господа нашего Иисуса Христа, Сотворивший все из несуществующего, чтобы существовало; все небеса, землю, море и все, что в них –через возлюбленного Отрока Христа Бога нашего, через Которого призвал нас от тьмы во свет, от незнания в познание славы имени Твоего; от тления, смерти в нетление, в жизнь вечную» - это вступительная часть анафоры, praefatio.

3.  Sanctus. «Восседающего на ариадах херувимов, серафимы пред Ним, Которому предстоят тысячи тысяч и мириады, мириад ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы, воспевая, говорим: «Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф, полны небеса славы Твоей»» - это пресанктус и санктус. Санктус это песня «Свят! Свят! Свят!». «В которой прославил нас через Единородного Твоего и Рожденного прежде всякого творения Иисуса Христа, Господа нашего, восседающего одесную величества Твоего на небесах судить живых и мертвых» – это постсанктус.

4.  Epiclesis 1. «Ради Него приносим Тебе творения эти, хлеб и чашу; просим и умоляем Тебя, да ниспошлешь на них с небес Святого и Утешительного Твоего Духа, чтобы освятить их и сотворить: хлеб – Телом Христовым, чашу же – Кровью Христовой, Нового Завета». Это призывание Святого Духа – эпиклесис 1. Мы увидим, что ниже будет второй эпиклесис.

5.  Institutio. «Как и Он, когда восхотел отдать Себя, приняв хлеб и возблагодарив, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, ешьте, Сие есть Мое Тело». И подобно, после совершения Вечери, приняв чашу, возблагодарив, подал им, говоря: «Примите, пейте, Сие есть Моя Кровь, за многих изливаемая во оставление грехов»» – это институцио, рассказ о содержании Тайной Вечери.

6.  Anamnesis. «И мы то же самое творим в Его воспоминание, - ибо, когда собираемся вместе, да творим (цитата из (1Кор.)) в воспоминание святого таинства Учителя и Царя и Спасителя нашего Иисуса Христа» – это анамнесис.

7.  Epiclesis 2. «Ей молимся Тебе, Владыка, да благословляя благословишь, и освящая освятишь всех приобщающихся от сих Хлеба и Чаши, чтобы это послужило всем причащающимся от них для веры нераздельной, для приобщения нетления, для общения Духа Святого, для совершенствования веры и истины, для выполнения всей воли Твоей» – это опять призывание Духа Святого, но уже не на дары, а на причащающихся. Это тоже эпиклесис - второй эпиклесис.

8.  Заключительное славословие. «Да снова и все прославим всечестное и всесвятое имя Твое, через возлюбленного Твоего Отрока Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава, держава в неслагаемые веки веков. Аминь».

Итак, порядок анафоры Барселонского папируса: praefatio (префацио), sanctus, (санктус с окружающими его частями – presanctus и postsanctus), epiclesis 1 (епиклесис 1), institutio (институцио), anamnesis (анамнесис), epiclesis 2, славословие.

Давайте, сравним этот порядок с порядком другой, наиболее классической из александрийских анафор, с порядком частей анафоры ап. Марка.

Анафора ап. Марка.

1. Praefatio (вступление). «Поистине достойно и справедливо, свято и прилично душам нашим полезно Сущий, Владыко, Господи, Боже, Отче, вседержитель Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Тебя исповедывать, ночь и день непрестанным языком и не умолкающими устами и немолчным сердцем. Тебя, сотворившего небо и что на небе, землю и что на земле, море, источники, реки, озера и все, что в них. Тебя, сотворившего человека по своему образу и подобию, которому и даровал Ты райское наслаждение, а преступившего его не презрел и не оставил Благий, но опять воззвал посредством закона, вразумлял через пророков, воссоздал и обновил посредством страшного и животворящего и небесного таинства: а все это сделал Ты посредством Премудрости, истинного Света, единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе с Ним и Святым Духом, благодарствуя, приносим словесное и бескровное сие служение, которое приносят Тебе, Господи, все народы от востока солнца до запада, от севера и до юга: ибо велико имя Твое во всех народах: фимиам приносится святому имени Твоему и жертва, и приношение».

2. Intercessio - ходатайство, приношение.