Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 71

Протестанты говорят, что крестившись, человек уже спасается. Почему такая точка зрения неприемлема для православных? Такая точка зрения на самом деле основана на средневековом католическом богословии. Средневековое католическое богословие строило примерно такую модель. Адам, согрешив, стал бесконечно должен Богу. Этот его бесконечный долг мог быть прощен только бесконечной же суммой. И Христос такую бесконечную сумму дает Своим искупительным подвигом. Но почему-то эта сумма оказывается недостаточно мощна: крестившемуся человеку долг списывается, но не весь, какая-то часть долга (уже конечная) остается. И человек должен делать добрые дела, чтобы своими добрыми делами эту сумму довести до нуля. Если он на этом остановится – хорошо, а если не остановиться, то такой человек уже святой и он может уже свои добрые дела отдавать или передавать другим. При этом церковь располагает банком таких дивидендов – сокровищницей добрых дел и может их выдавать в виде индульгенций. Человек, купив индульгенцию, получает как бы некоторую сумму добрых дел. Такая примитивная схема.

Протестанты задали логичный вопрос. Почему Христос не уплатил полностью человеческий долг? Конечно, искупительный подвиг Христа бесконечно велик, и поэтому с тех пор как человек усваивает плоды спасения, ему уже не нужно ничего уплачивать. И поэтому протестанты говорят, что человеку для спасения достаточно креститься, и все остальные таинства уже не нужны. Литургия превращается просто в воспоминание Тайной Вечери (вы знаете, большинство протестантов именно так понимают Литургию), просто в театральное представление. В таком понимании отчасти сыграло свою роль символическое толкование. Многие протестанты Тайную вечерю изображают раз в году или раз в месяц, а центральным оказывается акт крещения. У православных это не приемлемо. Православные спасаются через Богообщение, через духовную жизнь, через постоянное участие в таинствах, в первую очередь в таинстве Евхаристии. И крещение лишь дает такую возможность, оно делает человека частью спасаемых, но еще не спасенных, дает потенциал. О некрещенном мы ничего сказать не можем, как с ним поступит Бог, спасется он или нет. А крещенный человек получает возможность двигаться по пути спасения, получает возможность участвовать в самом главном таинстве – таинстве Евхаристии. Во всех древних традициях сразу вслед за Крещением и Миропомазанием совершалась Евхаристия.

Вот такое краткое введение в содержание таинств Миропомазания и Крещения. Еще раз повторю, что вопрос о Крещении и Миропомазании достаточно сложен, именно в связи с различными частными, неправильными толкованиями содержания этих таинств. При католическом толковании Крещение сводится только к освобождению от первородного греха (хотя это не единственный плод крещения). При протестантском толковании Крещение оказывается единственным необходимым для спасения человека фактором (а американские сектанты говорят, что даже и Крещение не нужно: достаточно только исповедовать Христа и уже невидимо тебя Бог покрестит). Вы этот вопрос можете посмотреть в курсе догматики. Богословие Крещения весьма непростое.

Сейчас мы перейдем к чинопоследованию и на примере чинопоследования посмотрим, содержание чина, и какие богословские мысли в нем выражены. Для начала мы откроем Требник на самой первой странице и посмотрим, какие чинопоследования в Требнике связаны с таинством Крещения.

Требник начинается с «Молитвы в первый день внегда родити жене отроча» (молитва о женщине родившей). Давайте посмотрим содержание той молитвы. «Владыко, Господи Вседержителю, сию днесь родившую рабу Твою (имя рек) исцели». Вторая молитва, прочтите ее внимательно. Тут о младенце говорится, но очень кратко, а в основном говорится о опять женщине, только в конце говорится: «Из нея рожденного младенца сподоби поклонитися земному храму». И также и в третьей молитве, вы видите, она тоже посвящена женщине. Этот чин, хоть и совершается на первый день от рождения младенца, посвящен родившей женщине, члену церкви (женщина эта, естественно, должна быть крещенная), а не младенцу. О младенце же здесь еще пока не говорится. То есть этот чин к Крещению пока не относится, чин просто сопровождает собой этот важный этап в жизни женщины – рождение ребенка.

Второй чин в Требнике: «Молитва во еже на знаменуете отроча, приемлющей имя в восьмой день рождения своего». Здесь мы впервые встречаемся с чином, посвященным уже собирающемуся вступить в Церковь человеку (в данном случае ребенку на восьмой день после рождения). Символически чин, очевидно, связан с ветхозаветным обрядом обрезания, который совершался на восьмой день. Здесь младенец приносится от бабы к храму (баба это местная повивальная бабка, иначе говоря, из роддома).

Следующий чин на сороковой день: «Молитва жене родительнице по четыредесяти днех». С точки зрения канонического права, в течение сорока дней после рождения ребенка женщина не должна входить в храм, в силу физиологических обстоятельств. А на сороковой день над ней читается молитва, в честь того, что она опять может входить в храм. И, в то же самое время, этот чин еще и для воцерковления: «Приносит отроча в храм во еже воцерковлятися. Сии есть начало прияти водитися в церковь». Чин сорокового дня – это первый вход младенца в храм или воцерковление.

Следующий чин в Требнике к Крещению не относится, мы его пропускаем.

Дальше идет «Молитва во еже сотворити оглашенного» - молитва, когда человек переходит к разряду оглашенных, он уже воцерковленный, видите, по Требнику, теперь он становится оглашенным.

Далее без заголовка особого идут четыре запрещения, четыре экзарцизма. Идет чин отречения от сатаны и сочетания Христу с исповеданием веры, начинается со слов: «Отрицаешиеся сатаны …». Затем исповедание веры: «Верую …». И в конце молитва.