Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 81

В христианском же благодатном Крещении вода омывает не только тело, но и наши грехи – это последствие искупительного подвига Христа. Схождение в воду в Крещение символизирует, согласно апостолу Павлу в Послании к Римлянам, умирание со Христом. В символике Крещения освещаемая вода (это становится ясно из молитв), также считается знаком победы над сатаной. Непослушная вода освящается и становится благодатной, приносящей жизнь. Эта вода Крещения сообщает человеку Духа Святаго. Поэтому вы видите в Требнике такие слова «Днесь сниде с крещаемым в землю темный. Да не утаится в воде сей демон темный, ниже да днесь с крещающимся дух лукавый». Молитва на освящение воды после слов: «Да сокрушаться под знаменем образа Христа все сопротивные силы» связана именно с таким символом воды как бунтующим против Бога элементом природы. С другой стороны здесь другие символы, все это вы сами уже можете в молитве находить. Давайте посмотрим чуть-чуть дальше в Требник и возвращаемся к тому моменту, на котором мы вчера остановились в самом Крещении.

Троекратное погружение в воду «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Такая Православная формула в самом Крещении как констатация факта: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Крестит его невидимо Господь. Можно отметить, что в католической Церкви священник говорит: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом, католики, как правило, не погружают и даже не трижды обливают водой как положено. Вы видите, что православный священник на каждое из имен Святой Троицы погружает крещаемого человека, а у католиков обливание совершается только единожды. Это, конечно, нарушение канона. По Апостольскому Правилу нужно крестить в три погружения. Вы видели, что Дидахи позволяет, в крайнем случае, крестить через обливание, но это не должно быть правилом. Крещение должно быть через погружение. Апостольское 50 - е правило говорит: «Если кто епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тринадействия, а одно погружение, знаменуя смерть Господню, да будет извержен. Ибо не рекл Господь: «В смерть Мою крестите», но «Шедше и научите вся языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»». Первое погружение символизирует смерть, а последний выход из воды после третьего погружения – воскресение со Христом. Когда все это совершено, процессия направляется обратно в храм.

Давайте посмотрим распечатку чина Крещальной Литургии Великой Субботы IX в. с пятнадцатой паремии. Если вы посмотрели это паремия из книги пророка Даниила. В ее состав входит песнь «Трех отроков из пещи горящей». Посмотрите, в конце первой страницы, в самом низу: «Начинает певец прокимен (Песнь трех отроков): «Благословите все дела Господни Господа». Итак, стихословится все это, но только до того момента, пока не войдет патриарх с новокрещенными во внешние врата в нардос (внутренний притвор). Вспомним устройство храма Св. Софии, он имел обширный нардос. Во время пения этой песни, иереи спускаются с синтрона и переменяют свои стихари на белые. А в то время пока Патриарх помазывает святым миром новопросвещенных, первый из певцов провозглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Когда же Патриарх с новопросвещенными двинется во внутренние врата, второй из певцов провозглашает: «Блажении иже оставиши беззаконие» – 31 Псалом.

Как происходило следующее священнодействие – Миропомазание? Все крещаемые входили по одному в притвор, а патриарх, проходящих мимо помазывал, помазывал только одну голову: в Константинополе помазывалась святым миром только голова. После того, как все помазывались, собираясь в притворе (вспомним, что в храме Святой Софии притвор весьма обширный), все с пением 31 Псалма входили в храм. Посмотрим как у нас в Требнике: сразу после Крещения указан 31 Псалом (не после Миропомазания, а после Крещения). 31 Псалом как раз подходит по содержанию к таинству. Слова его «Блаженни иже оставишася беззаконие, иже прикрышася греси. Блажен муж, ему же не вменил Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Псалом соответствует содержанию. Крещаемые в Константинополе после Крещения как-то облачались, но специально это не отмечалось. Относительно этого есть такие слова: «Облачается раб Божий в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков, аминь». И в этот момент на новокрещенного надевали крестик и белую рубашку. Специальной формулы на одевание креста в Русском Требнике нет, а в греческом Требнике есть, достаточно поздняя вставка: евангельские слова на момент одевания крестика: ««Кто хочет по мне идти да возьмет крест свой и по мне гряде», - рече Господь». Во время облачения в белую ризу поется тропарь: «Одеяйся светом яко ризою». После этого молитвы перед Миропомазанием: «Благословен еси Господи Боже Вседержителю, Источниче благих, Солнце правды, даровавый нам недостойным блаженное очищение во святей воде и Божественное освящение в животворящем помазании. Иже и ныне благоволил паки родить (снова родиться, подчеркивается, что крещение это новое рождение) раба Твоего новопросвещенного водою и Духом (Крещение есть водою и Духом) вольных и невольных грехов оставление тому даровавый. Сам Владыко, Всецарю благоутробный даруй тому и печать дара Святаго и Всесильного и покланяемого Твоего Духа и причащение Святаго Тела честнаго Христа Твоего». Крещение, погружение в воду это великое таинство. Здесь указано, что Крещение осуществляется водой и Духом. В чем же состоит таинство Миропомазания, к которому мы сейчас перейдем.