Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 40

- И молитва главопреклонения (пункт 5.3.), вставленая в Литургию, видимо, также в связи с тем, что увеличилось число верующих, и многие стали редко причащаться. В те века причащение было раздельно под двумя видами: нужно было сначала подойти к епископу, принять у него в руки Тело Христово (и жест брать благословение - это древний жест принятия Тела Христова). Принять от епископа в руки частицу освященного хлеба, а затем у диакона, держащего Чашу отпить из Чаши Крови Христовой. Это все могло затягиваться на очень продолжительное время, и, чтобы те, кто не причащался, не ждали так долго, а тем более, чтобы они не нарушали благоговейную тишину (поскольку, они не причащаясь, как отмечает Иоанн Златоуст, начинали разговаривать), то в Литургии был принят обычай отпускать их перед причащением. Их, с одной стороны, нельзя было, как оглашенных отпустить сразу после чтения Писания, все-таки они не оглашенные, а верующие, просто на этой Литургии они не собирались причащаться. Поэтому возник такой обычай: для них читали специальную главопреклонную молитву, заключительную молитву, после которой они уходили. Мы видим молитву главоопускания, затем уже собственно следует все, что относится к причащению. Вот почему эта молитва была вставлена в чин. Здесь тоже можно сказать о частоте причащения. В то врем, как христиане первых веков причащались за каждой литургией, т.е. каждое воскресенье, а, кроме того, по свидетельству Тертуллиана и ряда других авторов, причастившись за воскресной литургией, они брали с собой домой освященный хлеб (Тело Христово). Вино не брали, поскольку его не удобно нести домой. И всю неделю каждое утро сами себя причащали освященного хлеба и, таким образом, причащались каждый день: в воскресенье под двумя видами, по будним дням под одним видом. Отсюда как раз возникает римская практика причащения под одним видом, когда, христиане, привыкнув причащаться дома под одним видом, приходили в церковь, то уже брезговали пить из чаши, думая, что они дома причащаются под одним видом, зачем им в церкви еще из чаши пить вместе с другими. Эту практику обличают папы, например, папа Лев Великий, в одной из своих проповедей обрушивается на таких христиан, говорит: «Как же вы брезгуете пить Кровь Христову?»

Но со временем эта практика на Западе, как вы знаете, победила, и миряне обычно стали причащаться под одним видом. Эта практика началась как вполне традиционная, а закончилась уже как достаточно еретическая, поскольку католики причащение под одним видом стали обосновывать догматически, а не исторически (чисто исторически это вполне можно обосновать). Когда же под факт, который имеет совершенно иное происхождение, подводится догматическая база получается ересь.

Это - самое начало существования византийского чина Литургии. Дальнейшее свое развитие он получает в VIв., что во многом связано с деятельностью святого императора Юстиниана. В особенности с постройкой Юстинианом многих храмов в Константинополе, в том числе и храма Святой Софии. Если схематично изобразить план храма Святой Софии, главного кафедрального собора Константинополя, который был и до Юстиниана, но он его перестроил, после чего храм принял тот вид, который имеет, в общем-то, и в наши дни. Более точную схему вы можете посмотреть в книге Хью Вайбрю «Православная Литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда». Несколько слов об этой книге. К настоящему времени уже существует целый ряд классических работ по истории византийской Литургии. Это работы Мэтхьюза, Тафта, Матеоса, Ванда Паверда и других. Это достаточно серьезные и сложные для чтения научные работы, написаные на иностранных зыках. Их обобщил англиканский автор Хью Вайбрю, англиканский каноник, настоятель одной из университетских церквей в Оксфорде. Он написал ее по-английски, для английского читателя на таком, простом уровне (как введение в проблему). Это не серьезная научная книга, а так, понемногу обо всем. Но при этом она основывается на самых последних и достаточно свежих книгах. Правда книга написана уже достаточно давно (впервые книга издана в 1989 году, почти 15 лет назад) и с тех пор уже вышли некоторые новые исследования. И вот недавно она была переведена на русский зык. Пусть вас не смущает, что она написана англиканином: в ней, конечно, есть некоторые мысли не вполне для православных приемлемые, но все же, другой книги, где бы обобщались вкратце все достижения западной науки по истории Литургии византийского обряда, вы не найдете. Рекомендую ее просмотреть, как ознакомительная книга она подходит. А на встречающиеся там англиканские мысли не обращайте внимания, думаю, что вы вполне с этим справитесь. Для студентов это хороший учебник (не научное исследование, а обобщение исследований других ученых). В этой книге на стр. 86 вы можете посмотреть более аккуратный план храма Святой Софии.

Ниже приводится схема устройства храма Св. Софии в Константинополе. Обозначенные на схеме части храма:

1 - Горнее место.

2 - Престол, более правильно было бы назвать - Святая Трапеза.

3 - алтарная преграда. Алтарная преграда в ранних византийских храмах и храмах времени расцвета византийской архитектуры, до IIв., имела вид скорее ограждения, не иконостас, известный нам, а низкая преграда. Сверху на специальной подставке на нее в некоторых случаях могли ставиться иконы. Но это  было  не обязательно. Просто могли  ставиться иконы. Цен-

4.3. Устройство храма Св. Софии в Константинополе

                                                                                                                             1 - горнее место;

                                                                                                                             2 - святой Престол;

                                                                                                                             3 - алтарная преграда

                                                                                                                                  со святыми и