Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 12

Ответ: О благодати мы сейчас вообще не говорим. Благодать инославных церквей сейчас не является темой нашего разговора, это сложный вопрос. Речь идет о традиции и о текстах. Ядро римского обряда засвидетельствовано весьма ранними памятниками, написанными задолго до разделения церквей. И если правильно их интерпретировать, то они вполне вписывались в православную концепцию. Католики их всегда интерпретируют неправильно, из-за чего в полемике и сами тексты обвиняются в неправославии. Мы к этому вопросу еще вернемся, когда будем говорить о Литургии, а также во второй части курса, я надеюсь, через полгода, когда будем говорить об истории Типикона

3. Византийский обряд

Развитие византийского обряда.

Богослужение Константинополя. Византийская традиция начинается в 330 г. с освящения Константинополя (11мая 330г. в Типиконе так и говорится – обновление Царя града). Но никаких сведений о богослужении Константинополя в IV в. у нас нет. Первые сведения датируются началом Vв. Это время епископства свт. Иоанна Златоуста, оставившего массу проповедей. На основании его проповедей можно сделать попытку реконструировать богослужение Константинополя в начале Vв. Эта попытка была проделана Ван Дер Павердом в его известной книге (книга на немецком языке, русского перевода нет). Мы вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать вопрос о Литургии. Других специальных свидетельств о богослужении в Константинополе в Vв. не имеется. Основной книгой по этому вопросу является книга Тафта Р.Ф. «Византийский церковный обряд», в ней обо всем этом сказано вкратце.

Следующим важнейшим моментом в истории константинопольского обряда является время правления св. императора Юстиниана (по национальности он не был грек, он был славянин). Юстиниан построил целый ряд церквей, перестроил константинопольские церкви, обустроил церковную жизнь Константинополя.

Деятельность Юстиниана оказала огромное влияние на развитие византийского обряда в VIв., потому что и византийский чин Евхаристии, и другие чины очень многим обязаны именно особенностям церковной архитектуры храмов, построенных Юстинианом. Конечно, при строительстве сама архитектура учитывала особенности литургии, но и литургия, в свою очередь, претерпела изменения от этих новых построек: в первую очередь храмов Софии и Ирины, особенно храма Софии. Шестым веком также традиционно датируется составление патриархом Анфимом «Устава песенного последования» (доказать это невозможно, но об этом часто говорится в рукописях).

Возвращаясь к компонентам обряда, следует отметить, что формуляры Евхологии это древнейший компонент Византийского обряда. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста начали формироваться собственно в IVв. В настоящий момент никто не сомневается в авторстве свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста, не всей литургии, но ее центральной части – анафоры. С течением времени литургия, конечно, очень сильно изменялась (все остальное последование), но анафоры - главные молитвы каждой из Литургий, действительно были составлены этими святителями. Остальная часть Литургии начала формироваться уже в IVв. и постепенно пришла к тому виду, который мы имеем сейчас.

В VIв. формируется константинопольский специфический устав – то, что обозначенно вторым пунктом основных компонентов обряда. Патриарх Анфим составил устав служб суточного круга для Константинополя - «Устав песенного последования» - особый константинопольский порядок вечерни, утрени и других служб суточного круга. Также постепенно формируется Константинопольский церковный календарь – система праздников (третий пункт основных компонентов обряда), ну и соответственно набор песнопений.

Следующий важный этап в истории Византийского обряда - это иконоборчество. Самым близким к доиконоборческому времени, т.е. концом VIIIв. (т.е. можно сказать прямо во время иконоборчества) датируется древнейший сохранившийся греческий Евхологий. Это рукопись «Ватикан Барберини 33-6» (33-6 - это шифр рукописи: в фонде Барберини много рукописей, богослужебных рукописей сохранились тысячи). Рукопись конца VIIIв. Ясно, что то, что она содержит это текст немножко более ранний. Это единственная рукопись, которая содержит последование византийского обряда доиконоборческого времени. В этой рукописи находится древнейший сохранившийся текст Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста.

В ходе борьбы с иконоборчеством богослужение Константинополя претерпело сильные изменения, которые связаны в первую очередь с усилением роли монашества. Именно после победы иконопочитателей епископами в нормальном случае становятся монахи (до иконоборчества епископы не обязаны были быть монахами, могли быть просто целибатами). После этой победы получает огромное влияние Студийский устав - устав Студийского монастыря в Константинополе. Студийский устав содержал в своей основе элементы Иерусалимского происхождения. В то время, как монахи студиты пользовались формулярами Константинопольской свт. Иоанна Златоуста Евхологии, календарной системой Константинополя, лекционарной системой Константинополя, порядок служб суточного круга в Студитском уставе взят из богослужения монастыря Саввы Освященного (савваитский порядок служб суточного круга) – иерусалимско-палестинского происхождения. Итак, Студитский устав это синтез двух традиций палестинской и старой константинопольской (старой по отношению к VIII-IXвв.). Он так и называется студитский синтез. В результате победы иконопочитателей, главными из которых были как раз монахи-студиты, студийский устав становится важнейшим уставом в империи, хотя старый устав Константинополя с песенным последованием, составленным Анфимом, продолжает оставаться главным уставом в кафедральном храме. Итак после IXв. главным уставом в монастыре становится студийский, главным уставом кафедральных храмов продолжает оставаться устав песенного последования, получивший в IX-X вв. название «Типикон Великой церкви» (Великая церковь - это церковь св. Софии в Константинополе). «Типикон храма св. Софии» или иначе «Типикон Великой церкви». В библиографии по этому вопросу можно посмотреть книгу Матеоса «Типикон Великой церкви. Главный типикон кафедральных храмов Византии IX-Xвв.», содержащую издание текста, перевод и примечания.