Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 90

Давайте пару слов скажем о терминах «хиротония» и «хиротесия». Хиротония слово, происходящее от корней слов «рука» - «χείρ» («хейр») и «τείνω» («тейно») - «тянуть», то есть протягивание руки. Этим термином обозначалась в языческой Греции избрание через голосование путем протягивания руки. То есть хиротония это на самом деле избрание. Когда клирики избирались народом, то спрашивали: «Согласны вы его избрать?», и народ протягивал руки или нет. А хиротесия означает возложение руки. Итак, мы видим, что при поставлении в священные степени присутствует и избрание и возложение руки, а при поставлении в церковную степень только возложение руки, вот почему и называется поставление в священную степень хиротонией, а в церковную степень хиротесией. Хотя хиротесия присутствует и при поставлении в священную степень. По-русски поставление в священную степень называется рукоположением, а в церковную руковозложением.

После того как епископ объявит, прочтет это объявление, что такой-то Божественной благодатью избирается в дьякона, «итак, будем о нем молиться». Читаются молитвы.

Иногда встречается утверждение, что молитва о Божественной благодати это и есть тайносовершительная формула таинства. Но это утверждение совершенно неверное, поскольку мы видим, что здесь нет никакого прошения говорится только, что давайте, помолимся об этом человеке: он избран Богом, давайте о нем помолимся, чтобы на него пришла благодать. Если бы была тайносовершительная формула, то зачем было бы читать дальше молитвы.

Читаются молитва на поставление дьякона: «Господи Боже наш пред знанием Твоим (это момент предизбрания) Святаго Твоего Духа подаянием ниспосылай на определенныя Твоя нескверных сил служителей быти и работати .нескверным Твоим Тайнам. Сам же Владыко, его же благоволи еси пророчествовать … дьяконского служения во всякой частности соблюди». Далее читается сокращенная Мирная ектенья. Все это происходит в алтаре. В это время на клиросе поют: «Господи помилуй». Затем читается вторая молитва: «Боже Спасе наш нетленным Твоим гласом апостолом Твоим устави дьяконский закон и первомученика Стефана сицеваго показавый». Вы можете сами прочесть молитву. После того как дьякон таким образом рукоположен в сан, архиерей выводит его в Царские врата, показывает его всему народу и надевает на него предметы облачения, затем возлагает на левое рамо орарь, поручи, репиду. На каждое из этих облачений архиерей возглашает: «Аксиос (достоин)», и народ отвечает «Аксиос», подтверждая этим, что ставленник удостоился великого дара священства. В этот момент ставленник уже рукоположен и «Аксиос» является не избранием, а подтверждением избрания. Избрание уже было на «Повели», «Повелите» (выражалось этими словами). Следовало бы сейчас сказать об облачениях, но мы, наверное, не будем об этом говорить, иначе не успеем. Далее, вы видите, приведен чин произведения в архидьякона и протодьякона. Это возведение уже не в священную, а в церковную степень.

Чин хиротонии пресвитера.

Пресвитер, как сказано, хиротонисуется после Великого входа. Его обводят вокруг престола с тропарями святые мученики (так же как и дьякона), но он приклоняет не одно, а оба колена. Читается формула божественной благодати и молитва: «Сего, его же благоволил еси пророчествовать от мене, благоволи подъять великою Своею благодатию Святаго Твоего Духа». Потом опять ектенья и вторая молитва. «Сам Господи еси бо его же благоволил еси на пресвитерство возидти степей нисполни Святаго Твоего Духа дара. Да будет достоин предстоять ему непорочно жертвеннику Твоему, повествовать Евангелие Царствия Твоего, священнодействовать слову истины Твоея, возносить к Тебе Дары и жертвы духовные, возновлять люди Твои через купель пакирождения». Священник, в отличие от дьякона, получает дар служить при таинствах. Священник получает дар совершать все таинства, кроме хиротонии (кроме рукоположения, освящения храма и освящения мира: освящать храм, рукополагать, освящать миро может только епископ). И при вручении священнику предметов его облачения также поется «Аксиос». Но на этом чин хиротонии священника еще не заканчивается: во время анафоры, после того как епископ прочтет епиклезу, и дары будут освящены, епископ отламывает часть от Святого Агнца и вручает его вновь рукоположенному, говоря: «Приими залог сей и сохрани его целым и невредимым до последнего твоего издыхания, о нем же имаши истязу быти до второго пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И вручает ему часть тела Христова. Что выражает этот акт? Он выражает то, что священнику вручается власть над Церковью, поскольку часть Тела Христова символически изображает Церковь, власть над которой вручена вновь рукоположенному. И епископ предупреждает его, как нужно поступить с этой властью. То есть соблюсти Церковь целой и невредимою: никак не повредить Церковь. Священник так и стоит с этим залогом, держит его на дискосе у престола до возгласа: «Святая святым» и после этого отдает его обратно епископу. На этом заканчивается рукоположение священника.

Рукоположение епископа

Рукоположение епископа предваряется целым комплексом чинов избрания: его избирает сначала Синод в малом составе, потом он приходит, исповедует веру в собрании, и, наконец, совершается его хиротония. Совершается она примерно в том же порядке. При хиротонии епископа избрание составляет два особых чина, совершаемых заранее. Затем его вводят в алтарь, вокруг престола не обводят. При рукоположении епископа все присутствующие епископы возлагают на его шею Евангелие (а не руки). Что говорит об особой полноте епископского дара. Епископ получает дар апостольского преемства во всей полноте: на него возлагается раскрытое Евангелие. Перед словами «Божественная благодать» при епископской хиротонии прилагается «Избранием и искусом боголюбезнейших митрополитов (такой-то) поставляется во епископы града (такого-то)». Епископ в отличие от пресвитера и дьякона уже при хиротонии получает свой титул: епископа такого–то града. В древности читалось, что епископ навсегда обручен с Церковью и не должен из своего города уходить куда-то в другой город. Из-за чего в церковной истории известны скандалы, например, с Григорием Богословом, который самовольно оставил свой Назианс и переехал в Константинополь, где его сделали архиепископом, а потом его противники заставили его оттуда уехать, потому что говорили, что он поступил незаконно, оставив свой Назианс. На Руси, особенно в синодальную эпоху, распространилась практика переводить епископа из города в город, так что сейчас это считается нормальным. Можно отметить, что на Руси в средние века епископов переводили из города в город крайне редко. Так что даже если переводили, то рукополагали заново. Это, конечно, неправильно, так как дар апостольского преемства человек может получить только однажды в жизни, но на Руси так бывало, считалось невозможным переводить епископа. Сейчас это бывает не очень часто.