Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 62

Префацио у Василия Великого содержится богословие Святой Троицы, у Иоанна Златоуста содержится благодарение, которое у Василия Великого вообще фактически отсутствует в префацио. У Иоанна Златоуста содержится развернутое благодарение, краткие повествования о сотворении мира и об искуплении. У Василия Великого совершенно иное содержание. Санктус одинаковый, однако, санктус Василия Великого отличается от санктуса Иоанна Златоуста переходом. Василий Великий описывает ипостасные свойства Духа Святого и затем говорит, что этим Духом Святым все ангелы оживотворимы и воспевают Трисвятую песнь. То есть переходит к Трисвятой песне от описания ипостасных свойств Третьего Лица Пресвятой Троицы. Иоанн Златоуст совершенно иначе переходит к санктусу. Он говорит, что мы благодарим Тебя о таких благодеяниях, о таких благодеяниях, а еще об этой службе. Совершенно по разному. Теперь молитва пост-санктуса. Василий Великий в этой молитве, в этой части анафоры (это не отдельная молитва, а часть анафоры) дает подробную картину Божественного Христова домостроительства, начиная от сотворения человека и заканчивая Вторым пришествием. У Иоанна Златоуста содержится только цитата из Евангелия от Иоанна, никакой истории домостроительства вообще нет. В институцио мы также видим разницу: у Василия Великого три заповеди - «Приимите, ядите …»; «Пийте от нея вси …»; и «Сие творите в Мое воспоминание»). А у Иоанна Златоустого – две (он не цитирует слова из Евангелия от Луки). В епиклезисе Василий Великий включает моление о недостоинстве священнослужащих и говорит о Святом Духе как о вполне самостоятельном действующем Лице Троицы в акте освящения Даров. А у Иоанна Златоуста Дары освящает Сам Отец, Своим Святым Духом, у него Дух Святой представлен больше как подчиняющийся Отцу, у него сделаны несколько иные акценты. То есть мы видим существенную разницу с точки зрения самого содержания. Василий Великий в епиклезисе приводит святых как образец праведной жизни и, поскольку они уже перечислены в епиклезисе, то анафора Василия Великого не имеет поминовения святых в интерцессио. А в анафоре Иоанна Златоустого интерцессио начинается с поминовения святых. Таким образом, мы убеждаемся, что даже если бы не было этого исследования, доказывающего, что этот рассказ о происхождении анафоры Иоанна Златоуста не Прокла, а совершенно иного человека, подложный рассказ. Просто из сравнения содержания анафор видно, что это анафоры разного происхождения: одна не является сокращением другой. Но, тем не менее, в авторстве свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста в настоящее время никто не сомневается.

Когда мы говорили о различиях Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, то мы выяснили, что анафорой эти Литургии различаются, а порядок остается одним и тем же. Кроме анафоры есть еще ряд других моментов, давайте отметим молитвы, которые различны. Различия в двух литургиях начинаются с молитвы об оглашенных. Первая молитва, которая различна – молитва об оглашенных, далее молитва верных, следующая – молитва предложения, после Великого входа. Затем сама анафора, далее различна молитва перед «Отче наш», главоприклонная молитва после «Отче наш», благодарственная молитва после причащения и молитва в сосудохранительнице – последняя молитва, которая в самом конце. Остальные молитвы одинаковые для двух Литургий. Поскольку вы уже слышали, что первоначально Литургия Василия Великого была основной Литургией Константинополя, то в древнейших рукописях, в чине Литургии Василия Великого приводятся все молитвы. А в чине Иоанна Златоуста только те, которые отличаются, те, которые мы сейчас отметили. Когда же более часто совершаемой становится Литургия Иоанна Златоуста – форма записи меняется. Сейчас наоборот. Если вы откроете Служебник, то увидите, что Литургия Иоанна Златоуста написана полностью. А Литургия Василия Великого, как правило, начинается с молитвы об оглашенных (не всегда, но, как правило, в наиболее распространенных изданиях Служебника для священников Литургия Василия Великого выписывается только с молитвы об оглашенных, поскольку до этой молитвы литургии полностью совпадают).

Еще одно добавление по поводу различия обрядов. Вы уже знаете, что в четвертом веке уже во всей красе существуют обряды крупнейших христианских городов, таких как Иерусалим, Антиохия, Александрия, Константинополь, Рим и так далее. Но после прошествия какого-то времени, вся Греческая Церковь почему-то оказывается служащей только по Византийскому обряду. Вопрос, почему? Потому что сначала арабы в VII в., а затем, в особенности, турки сельджуки в XI в., захватив восток, в массовом порядке или выгоняли греков или убивали. Из-за чего в таких странах, как Сирия или Египет, греков осталось совсем немного, и они начали мыслить себя частью Византии и в культурном, и в церковном отношении. Многие патриархи, например, Антиохийские всю свою жизнь жили в Константинополе, даже не покидая его, поскольку боялись ехать в захваченную мусульманами Антиохию. В связи с этим греки, даже те, которые жили не в самом Константинополе, перешли на Константинопольский обряд. Так что примерно с XII в. практически все грекоязычное православие пользуется только одним константинопольским обрядом, в то время как не греческое население в основном ушло в различные ереси или раскол (чаще всего ересь монофизитства – все западные сирийцы, египетские копты, армяне монофизиты, а восточные сирийцы склонились к несторианству). Только у этих народностей сохранились (в переводе) древние обряды, которые изначально были греческими, совершались на греческом языке. Скажем, копты до сих пор пользуются в основном александрийским обрядом. На Западе все произошло по-другому, на Западе тоже было некоторое разнообразие обрядов, но североафриканский обряд прекратил свое существование опять таки в связи с мусульманским пленением, а все остальные западные обряды были сознательно истреблены Римом (Рим последовательно запрещал другие обряды на своей территории, пытаясь тем самым укрепить свое влияние на Западе). Уже в эпоху Карла Великого постепенно исчезают все другие западные обряды, а лет через сто, двести после Карла Великого на Западе остался только римский обряд, другие обряды исчезли. На Востоке они сохранились в основном у нехалкидонитов, а все православные грекоязычные перешли на византийский обряд.