Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 71

В теории и практике диверсификация рассматривается как распространение хозяйственной деятельности за пределы сложившейся ранее специализации на мно­жество отраслей экономики и хозяйственных сфер, которые не связаны между со­бой прямой производственной кооперацией и не конкурируют друг с другом.

Б. Карлоф отмечает, что идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была модной в конце 1960-х — начале 1970-х годов, затем на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. При­чи­ной тому послужили процессы глобализации производства и другие явления, свя­зан­ные с эффектом экономии на масштабе производства. В последнее время ди­вер­сификации снова стали придавать первостепенное значение. Вызвано это су­ществованием предприятий, которые располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах хозяйственной деятельности, а поскольку возмож­нос­ти дальнейшей экспансии в них весьма ограничены, диверсификация представ­ля­ется наиболее подходящим путем для инвестиции капиталов и уменьшения сте­пе­ни риска. Целесообразность того или иного варианта диверсификации опреде­ля­ется потенциальной возможностью преодоления слабых сторон предприятия, выяв­ля­емых в результате проведения стратегического анализа.

На современном этапе экономического развития предприятий и выхода на ми­ровой рынок можно выделить три вида диверсификации и соответствующие им направления структурной и инвестиционной перестройки.

Первый вид — диверсификация, "связанная с потребностями", или верти­каль­ная диверсификация — представляет собой освоение новой для предприятия техноло­гии с целью продолжения обслуживания традиционного рынка. Вертикальная ди­вер­сификация заключается в том, что предприятия предпочитают создавать необ­хо­димые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия, вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. В результате вертикальной диверсификации происходит объединение предприятий, находящихся на различных этапах производственного процесса. Во многих случаях предприятия теряли свое лидерство в традиционной хозяйственной деятельности, когда новая технология вытесняла с рынка предшествующую.

Второй вид — горизонтальная диверсификация — это объединение предпри­ятий, работающих и конкурирующих в одной сфере деятельности. Заключается она в применении традиционной технологии предприятия к удовлетворению новых пот­реб­ностей. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является геог­рафическое расширение рынков, в этом случае объединяются предприятия, про­изводящие однотипную продукцию, но выступающие на различных регио­наль­ных рынках.

Третий вид — конгломератная диверсификация — предполагает переход в об­ласть, не связанную с текущей хозяйственной деятельностью предприятия, к новым тех­но­ло­ги­ям или потребностям рынка. Такая диверсификация оправдана, если воз­мож­ности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо пози­ции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции нахо­дит­ся на стадии спада.

Если предприятие имеет привлекательные возможности для расширения про­из­водства и выхода на мировой рынок, успешно движется к поставленным целям, оно может принять решение о диверсификации, если сумма остающейся у него при­были недостаточна для выполнения планов по расширению текущей деятельности. В случае достижения текущих целей предприятие может принять решение о дивер­си­фикации, если это позволит ему получать большую прибыль, нежели простое рас­ширение производства. Предприятие будет пытаться диверсифицироваться при появлении возможности ставить более высокие стратегические цели.

Диверсификация приведет к лучшему использованию материальных и немате­ри­­альных ресурсов предприятия. Она, с одной стороны, уменьшает риск за счет уст­ранения зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка, но, с другой — увеличивает его, так как появляются риски, присущие именно дивер­си­фи­кации.