Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 61

Подпись: © Абрамов А., 2003

УДК 339.13.138

Абрамов А.

Инновационная деятельность

и комплекс маркетинга

В современных условиях экономического развития и становления рыночных отношений в Украине инновационная деятельность требует всестороннего анализа. Это позволит наиболее эффективно использовать новшества и инновации.

Перед предпринимателем и руководителем хозяйствующего субъекта, ком­мер­ческой структуры возникает необходимость всесторонне проанализировать воз­­можность применения инновации и принять решение, руководствуясь принципом эф­фективности, применить инновацию с последующей наибольшей экономической отдачей.

Существующие методики по определению экономической эффективности при­меняются к инвестиционным и инновационным проектам. Они предполагают исполь­зо­ва­ние ряда математических формул для сопоставления затратных статей проектов с ожидаемой прибылью в будущем и определения срока окупаемости таких про­ектов [1].

Если рассмотреть использование новшества или инновации в комплексе мар­ке­тинга, то можно получить более полную картину прогнозируемого результата по принимаемым управленческим решениям.

Разработка маркетинговых стратегий фирмы должна опираться на пред­ва­ри­тель­ное изучение возможностей использования тех или иных новшеств, чтобы в случае необходимости произвести заказы на разработку необходимых новаций.

Организации и предприятия всё больше осознают необходимость в разра­бот­ке новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Залогом успешной нова­тор­ской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьёзных исследований и при­ня­тия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки. Процесс создания но­вого товара включает в себя восемь этапов: формирование идей, отбор идей, раз­ра­бот­ку замысла и его проверка, разработку стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработку товара, испытания в рыночных условиях и раз­вёр­тывание коммерческого производства [2]. Цель каждого этапа сос­тоит в приня­тии решения о целесообразности или нецелесообразности продол­же­ния работы над идеей.

Каждому товару, запущенному в коммерческое произ­вод­ство, присущ свой жизнен­­ный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проб­лем и открываю­щихся воз­мож­ностей. Торговую историю типичного товара можно представить в ви­де кри­вой, на которой выделяются четыре этапа. Этап выведения на рынок ха­рак­те­ри­зу­ется мед­лен­ным ростом сбыта и минимальными прибылями, пока товар протал­ки­вают по ка­налам распределения. Затем товар вступает в этап роста. На этом этапе фирма стре­мится усовершенствовать товар, проникнуть в новые сегменты рынка и каналы распределения, немного снизить цены. На этапе зрелости, в рамках которого рост сбыта замедляется, а прибыли стабилизируются, фирма изыскивает различные нова­тор­ские приёмы, предусматривающие, в част­ности, модификацию рынка, моди­фи­ка­цию товара и модификацию комплекса мар­ке­тинга. Когда товар вступает в стадию упадка, сбыт и прибыли сокращаются. Задача фирмы на этом этапе состоит в при­ня­тии решения либо о продолжении выпуска, либо об исключении товара из номенклатуры.

На каждом этапе жизненного цикла товара используется та или иная ин­но­ва­ция. В этой связи возникает потребность в управлении инновационными процессами.

Управление инновационными процессами постоянно требует от руководящих работников умения принимать комплексные решения. Именно постоянное требо­ва­ние комплексности означает, что не просто удобно — необходимо использовать страте­гию управления инновациями как составную часть общей стратегии развития воспроиз­водст­венного процесса на предприятии.

Стратегия управления инновациями должна определять целевую ориентацию и основные направления: