Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 111

В соответствии с мировой практикой решением проблемы транснациона­ли­за­ции экономики является стимулирующая политика развития структур интегра­ци­он­­ного, корпоративного типа на основе национального либо совместного, либо полностью иностранного капитала (через привлечение зарубежных транснациональных корпо­ра­ций). Они должны сформировать и реализовать глобальную стратегию (как нео­тъем­лемую часть своей деятельности), учитывающую преимущества и недостатки раз­лич­ных рынков для размещения широкой сети производственных и сбытовых фи­ли­алов. Такие структуры смогут занять достойную нишу на мировом рынке и обеспе­чить экономический рост государств-основателей.

Проведение концентрации национального производственного, финансового и научного потенциалов и транснационализация таких интеграционных структур ста­вит перед государством задачу выделения приоритетных секторов экономики для ин­вестирования и поддержки. В работах по данной теме предлагается исполь­зо­вать в качестве критериев прогнозные показатели объёмов производства и при­были с дальнейшим построением модели, аналогичной разработанной Бостонской консалтинговой группой. Для Республики Беларусь в качестве приоритетных потре­би­телей инвестиций выделяются машиностроение, станкостроение, приборост­рое­ние. Автомобиле- и тракторостроение, легкая и пищевая промышленность отно­сят­ся к сферам приложения капитала, самостоятельно генерирующим доход и не требую­щим иностранных инвестиций, кроме как для максимизации периода поступления от них де­нежных потоков. При этом не предусматриваются временные рамки инвестирования.

Экономически более обоснованным представляется выделение отраслевых групп в соответствии с необходимостью и очерёдностью их финансирования в про­цес­се структурной перестройки экономики. На первом этапе следует привлечь ин­вес­тиции в отрасли, являющиеся генераторами валютных доходов (добывающую промышленность, нефтехимический комплекс, металлургию, машиностроение), а также отрасли инфраструктуры, поскольку их развитие может оказать позитивное влияние на привлечение дополнительных инвестиций. Предприятиям (кроме стра­те­гически важных), не обеспечивающим достаточно высокий уровень рентабель­ности, целесообразнее позволить самим искать инвесторов. Если со временем в традиционных отраслях (например, нефтепереработке) не будет организована вер­ти­кально интегрированная структура (от добычи исходного сырья до реализации конечной продукции) с достаточной долей национального капитала, то в целях обес­печения безопасности государство будет вынуждено также допустить в них прямые иностранные инвестиции.

Республика Беларусь не обладает достаточной сырьевой базой, способной полностью обеспечить ее производственный потенциал. Для устойчивого развития экономики капитал, полученный в качестве дохода от первичного инвестирования, на втором этапе следует направить в отрасли, которые не будут зависеть от им­пор­та факторов производства: сферы высоких технологий – высокоточное прибо­ро­строение, производство искусственных материалов; услуги — банковские, инжи­ни­­ри­нговые, транспортные; лесоперерабатывающую и добывающую промышлен­ность. Концентрация национального финансового и производственного капиталов в этих отраслях позволит сформировать действительно устойчивые экономические структуры, способные выдержать усиливающуюся конкуренцию на мировом рынке.

Подпись: © Горін Н., 2003

УДК 338.43.02

Горін Н.

Адаптація аграрної політики країн Центральної і Східної Європи

до інтеграційних вимог

Європейського Союзу

На сучасному етапі політику державного регулювання зовнішньої торгівлі в аг­рар­ному секторі країн Центральної та Східної Європи (ЦСЄ) визначає їх прагнення до європейської інтеграції. У процесі адаптації національних економік до вимог і зав­дань Європейського Союзу (ЄС) уряди країн ЦСЄ вирішують ряд надзвичайно складних завдань, серед яких особливе місце посідає державна підтримка сільсь­кого господарства. Безперечно, сільське господарство становить дуже чутливу га­лузь економіки як для країн ЦСЄ, так і для країн ЄС. Тому переговори про приєд­нан­ня країн ЦСЄ до ЄС в аграрній сфері є досить складними і проблематичними. Спробуємо об’єктивно розглянути й оцінити позиції обох сторін.