Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 92

Автором проведене анкетування керівників різних рівнів, результати якого дозволили виявити їхню схильність до того чи іншого стилю керування. Як показали дослідження, більшість респондентів (76,5%) схильні до адаптивного стилю керуван­ня. Такий стан може бути пояснений розмаїттям виробничих, економічних і соціальних ситуацій та умов в Україні.

Поведінкові та ситуаційні теорії керування вимагають підкріплення емпірич­ни­ми да­ни­ми. Саме це дозволить відповісти на запитання про те, яким повинен бути су­час­ний керівник.

_________

Література: 1. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. /Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2000. — 448 с. 2. Карпов А. В. Психология ме­неджм­ента: Учеб. пособ. — М.: Гардарики, 2000. — 584 с. 3. Красовский Ю. Д. Орга­ни­за­цион­ное поведение: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 472 с.    

Подпись: © Прудникова Е., 2003

УДК 339.187.44(477)

Прудникова Е.

Проблемы и перспективы развития франчайзинга в Украине

В настоящее время на различных уровнях все чаще поднимаются воп­ро­сы, связанные с продвижением украинского производителя на рынке товаров и услуг, поддержкой среднего и малого предпринимательства, повышением конкурентоспо­соб­ности украинских предприятий и производимых ими товаров на международном рынке. Для украинских предпринимателей необходим способ, дающий возмож­ность ста­бильно функционировать на отечественном рынке и выходить на меж­ду­на­родный с большей вероятностью успеха. Одним из таких способов является форма ведения бизнеса, получившая название франчайзинг.

По своей сути франчайзинг — это система взаимоотношений, когда одна сто­ро­на (фирма, имеющая, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репута­цию на рынке) передает за определенную денежную сумму другой стороне (фирме или частному предпринимателю) свои средства индивидуализации производимых товаров или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирмен­ный стиль), технологии ведения бизнеса и другую коммерческую информацию, исполь­зо­вание которой другой стороной способствует закреплению ее на рынке. При этом передающая сторона (франчайзер) обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. При­обретающая права сторона (франчайзи) производит платежи (роялти) за право ис­поль­зования в своей деятельности исключительных прав франчайзера и оказы­ваемые им услуги.

Франчайзинг — это эффективная форма международного сотрудничества.

Для применения франчайзинга в Украине существуют определенные пред­посылки:

необходимость продвижения на украинском и международном рынках оте­че­ст­венных производителей;

формирование малого предпринимательства, субъектам которого необ­хо­ди­ма поддержка не только и не столько материальная, сколько в организации самого биз­неса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе;

необходимость формирования и отработки системы управления качеством по всей цепи взаимосвязанных циклов "производитель — потребитель".

Благодаря системе франчайзинга в Украине эффективно работают су­бъек­­ты предпринимательства, использующие в своей деятельности названия та­ких извест­ных марок, как McDonald’s, Pizza Hut, Kentucky Fried Chicken (рест­о­раны быстрого обслуживания), Holiday Inns, Hilton, Marriott (отельный бизнес), Coca-Cola и других.

Для франчайзера франчайзинг, кроме дополнительного дохода, обес­пе­чи­ва­ет рас­ширение сети сбыта, а франчайзи получает гарантию успешного бизнеса, ис­поль­зуя в своей работе известное имя и достижения франчайзера.

Несмотря на все преимущества, франчайзинг в Украине на данный момент не получил широкого развития. Это обусловлено рядом причин:

1. Отсутствует закон, регулирующий франчайзинговые отношения, что отри­ца­тельно влияет на решение иностранных франчайзеров сотрудничать с украин­­ски­ми предприятиями.