Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 44

Столь кардинальному шагу со стороны FATF предшествовали следующие со­бы­тия. В сентябре 2001 года Украина была внесена в список стран, не сотруд­ни­чаю­щих в борьбе с отмыванием "грязных" денег. Стране была предоставлена воз­мож­ность избежать введения санкций путем принятия соответствующего закона. Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" был принят, но позже требуемого срока. Ряд статей данного закона не устроил FATF, и Украине были предъявлены требо­ва­ния внести в него изменения. Верховной Раде (ВР) не удалось вовремя принять нужные поправки, что повлекло за собой введение "контрмер".

Введение санкций повлекло нанесение существенного урона банковскому сек­тору нашей страны, что вылилось в закрытие корреспондентских счетов отдельных банков, повышение зарубежными банками-корреспондентами платы за обслужи­ва­ние счетов в среднем в два раза (это объясняется увеличением трудозатрат на ра­боту с украинскими банками), а также затруднение процедуры открытия филиала в государствах-членах FATF. Появилась угроза блокирования финансового оборо­та с Украиной либо его существенного затягивания сроком до нескольких дней. Факт применения рекомендаций FATF создал существенный барьер на пути признания Украины страной с рыночной экономикой и вступления в ВТО, а также привел к определенному снижению инвестиционной привлекательности экономики Украины для иностранных инвесторов.

Можно определить следующие причины, которые поставили Украину в один ряд с островным оффшорным государством Науру, к которому были применены аналогичные санкции в декабре 2001 года (что явило собой беспрецедентные меры). В первую очередь следует выделить "законодательную" причину. Принятый ВР закон не соответствовал международным стандартам, в частности, он не содержал чет­ко­го понятия "сомнительных финансовых операций", ничего не было сказано об обяза­тель­ной идентификации личности клиента финучреждения, а также не было указано, что банки обязаны давать информацию Департаменту финансового мониторинга. Эта структура сама по себе является одной из причин, поскольку за все время ее работы (с января 2002 г.) не был налажен сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому контролю. Депар­та­мент не создал единую информационную систему и не обеспечил ведение единого банка данных по легализации доходов, полученных преступным путем.

Одной из основных причин также является внутренняя причина. Для запад­ных чиновников и FATF не является секретом происхождение стартового капитала многих украинских компаний. Особую тревогу вызывает, что доходы от рэкета, за­каз­ных убийств, торговли людьми, операций с краденными авто, контрабанды, нарко­бизнеса, финансового мошенничества и коррупции, словом, всех тех источников "грязных" денег, которые реально есть в Украине, вливаются в приватизацию через оффшоры и подставных лиц.

Также можно выделить политическую причину. Не последнюю роль в приня­тии жестких финансовых санкций против Киева сыграл Вашингтон. В отношениях Укра­ины и США наблюдается целый ряд проблем. Нынешнюю акцию против Украины можно рассматривать как цену "партнерских" отношений, которые Вашингтон, по его словам, стремится установить с Украиной. С мизерной долей в международных расчетах и с еще меньшим политическим весом в мире наша страна может стать идеальной сценой для демонстрации усилий мирового сообщества по борьбе с "грязными" деньгами.

Нельзя не отметить причину, заключающуюся в неадекватном поведении не­ко­­то­рых должностных лиц исполнительной власти. Украинскими чиновниками не было пред­при­нято должных усилий к тому, чтобы привести юридическую и ис­пол­ни­тель­ную сис­тему в соответствие с международными нормами по борь­бе с отмыванием денег.