Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 105

невозможность продажи услуги вне места ее осуществления;

неосязаемость услуг;

постоянное изменение качества вследствие индивидуального подхода к по­требителю;

моментность статистического учета услуг при их предоставлении и невоз­мож­ность хранения.

Эти факторы усложняют анализ состояния сферы бытового обслуживания на­се­ления, а также в некоторой степени влияют на объективность оценок ее разви­тия. Исследования развития сектора услуг на региональном уровне [5] показали, что в среднем для Украины интегральный коэффициент развития сектора услуг ра­вен 0,492 (при наибольшей возможной его величине, равной единице), для Харь­ков­с­кой области он составляет 0,530 и уступает только Крымской, Одесской, Черкас­ской и Черниговской областям.

По статистической информации [6] также можно сделать выводы о развитии сферы услуг в Харькове и Харьковской области. За период с 1998 г. по 2000 г. объем реализации бытовых услуг населению увеличился (таблица).

Таблица

Объем реализации бытовых услуг населению

Территория

Темпы изменения объема реализации

бытовых услуг населению, % к базовому уровню

1998

1999

2000

Харьковская область

100

104,8

127,0

Харьков

100

111,1

136,1

Из таблицы видно, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению реализации бытовых услуг, что является положительным фактором развития этой сферы.

С другой стороны, не отвечает современным требованиям технический уро­вень большинства предприятий. Около 60% оборудования эксплуатируется 15 — 20 лет. Кроме того, почти 50% объемов бытовых услуг предоставляется в условиях нере­гла­ментированной деятельности [7].

С целью дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения Каби­нет Министров Украины издал распоряжение "Об утверждении мероприятий по уско­ренному развитию сферы бытового обслуживания населения на 2001 — 2005 годы" [8], где ставятся такие цели, как расширение рынка оказания населению бытовых услуг, упорядочение деятельности предприятий этой сферы, создание современной ин­фраст­руктуры для гарантированного оказания населению бытовых услуг первой необходимости, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

____________

Литература: 1. Бытовое обслуживание населения. — Харьков: Фактор, 2000. — 342 с. 2. Услуги. Пра­вовой режим реализации. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. — 424 с. 3. Гражданский кодекс Украины (научно-практический комментарий). — Харьков: ООО "Одиссей", 2000. — 848 с. 4. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник / Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 304 с. 5. Сидо­ро­ра А. В. Комплексна оцінка розвитку сектора послуг на регіональному рівні // Статистика Укра­їни. — 2002. — №1. — С. 46 — 50. 6. Харківська область в 2000 році: Статистичний щоріч­ник. — Харків: Держ­комстат України, 2001. — 484 с. 7. Побутове обслуговування: формує­ться нова кон­цеп­ція // Урядовий кур’єр. – 2002. — №142. — С. 6. 8. "Про затвердження заходів щодо прис­кореного розвитку сфери побутового обслуговування населення на 2001 — 2005 роки". Розпорядження Кабінету Міністрів від 26 жовтня 2001 р. № 493-р // www.rada.kieva.

Подпись: © Біловодська О., 2003

УДК 339.97

Біловодська О.

Досвід промислово розвинутих країн світу у формуванні інноваційної політики

Для розвитку світової економіки питання інноваційного розвитку на макро- та мікроекономічному рівні стають все актуальнішими. Це зумовлено, в першу чергу, усві­домленням позитивної ролі інновацій не тільки для виходу зі складної економічної си­туа­ції, яка характерна саме для нашої держави, а також і для збереження ста­більності розвитку економіки та надання нового імпульсу для зростання в індустріально розвинутих країнах.