Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 52

4. Для снижения риска дублирования перед началом работы по стандар­ти­за­ции следует обеспечить сбор информации об уже принятых международных стандартах (анализ работы таких органов по стандартизации, как ИСО, МЭК, ЕЭК ООН, IFAN, ДИН, СЕН).

5. Процедуры разработки и принятия стандартов должны вестись с уче­том интересов всех заинтересованных сторон, с обеспечением участия общест­венности в разработке стандартов и права добровольного выбора стандарта. Это означает, что в органы, занимающиеся разработкой стандартов, должны на добровольной основе входить все лица, заинтересованные в стандартизации объекта.

6. Необходимо соблюдать основные принципы: прозрачности, открытости, объек­тивности, консенсуса, результативности, целесообразности, скоординиро­ван­­ности, единообразия терминов, а также однозначности пони­ма­ния требований, излагаемых в стандарте. Это достигается публикацией про­ек­тов всех стан­дар­тов, единством и непротиворечивостью правил, процедур разработки, принятия стан­дар­тов. Приниматься они должны при отсутствии се­рьезных возражений по су­щест­вен­ным вопросам у большинства заинтере­со­ванных сторон, а разработка ори­ги­нальных государственных стандартов дол­ж­на осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие между­на­род­ные и региональные стандарты или их требования противоречат зако­но­да­тельству республики. Причем содер­жа­ние не должно противоречить требо­ва­ниям взаимосвязанных с ним стан­дар­тов, быть ясным и четким.

7. Должна быть обеспечена доступность стандартов и технических регламен­тов для заинтересованных сторон.

8. Более широко внедрять сертификацию систем качества по между­на­род­ным стандартам ИСО серии 9000 (на данный момент в Беларуси более 60 пред­приятий внедрили систему качества ИСО 9000 версию 1994 г., которая бу­дет дейст­вительна в течение 3-х лет от момента возникновения серии стан­дар­тов 2001 г.). Эффект от внедрения этих стандартов возможен лишь при внут­рен­ней мотивации предприятия, когда внедрение системы качества осу­щест­вляется не под внешним давлением — требования партнеров, влияние об­щест­венности, а является самос­тоя­тельно выбранной и стратегически осоз­нанной целью.

9. Эффективно использовать специальный и дифференцированный ре­жим для развивающихся стран-участниц, предоставляющий льготный режим. Речь идет об учете специальных потребностей развивающихся стран: возмож­нос­ти разработки отдельных стандартов, оказания технической помощи дру­гими странами-участни­ца­ми, возможности отсрочки в выполнении обязательств по ТБТ.

10. При разработке стандартов ориентироваться на совместимость и взаимо­за­ме­няемость продукции, а также переходить к механизму оценки и подтверж­де­ния соответствия.

Таким образом, можно сделать вывод, что острая конкурентная борьба обус­ло­вливает необходимость подтверждения производителем стабильного качества выпускаемой продукции и освоения новых рынков сбыта. Добиться этого можно путем присоединения к ВТО и, в частности, соблюдения ТБТ и СФС, что подтверж­дает приоритетное значение стандартизации для улучшения экономического бла­го­с­остояния Республики Беларусь.

Подпись: © Шеломкова М., 2003

Шеломкова М.

УДК 339.92.924

ВПЛИВ ІНТЕГРАЦІЙНИХ ПРОЦЕСІВ НА ФОРМУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОЇ

ПОЛІТИКИ В ПРОМИСЛОВОМУ

СЕКТОРІ УКРАЇНИ

Світова економічна інтеграція має виключно важливе значення як для еко­но­мічно розвинутих країн, так і для країн з трансформаційною економікою. Про важ­ли­вість, динаміку та інтенсивність інтеграційних процесів може свідчити багато по­казників зовнішньоекономічної діяльності, але найбільш інформативним показником є рівень прямого іноземного інвестування (далі — ПІІ) в країну, бо саме він відоб­ра­жає рівень зацікавленості світових інвесторів у економіці країни та найбільш пріори­тетні напрями інвестування народного господарства.

Проте такі інтеграційні процеси, в основу яких покладено перерозподіл капі­талу, значно ускладнені через, як правило, різний рівень економічного роз­витку, зако­но­давчої досконалості та політичної ситуації інвесторів і отриму­ва­чів інвестицій.