Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 93

2. Банки и лизинговые компании не разработали своей особой политики по отношению к франчайзерам и франчайзи. По образцу зарубежных банков им сле­до­­ва­ло бы упростить выдачу кредитов и лизингового финансирования франчайзи как предприятиям, надежность которых в несколько раз превышает надежность биз­неса других малых предприятий.

3. Государственные и общественные организации, пресса очень слабо попу­ля­р­изируют франчайзинг. Необходима активизация развития франчайзинга со сто­ро­ны как бизнеса, так и государства и общества.

Существенно ограничивает перспективы развития транснациональных фран­чай­зи в нашей стране необходимость привлечения серьезных инвестиций (фран­чай­­зинговый пакет McDonald`s стоит около $ 500 тыс). Поэтому, прежде чем реши­ть­ся на покупку франшизы, предприниматель должен быть уверен в возможности воз­врата инвестиций, для чего необходимо платежеспособное население. В этой свя­зи наиболее развита система международного франчайзинга в сфере быст­рого питания.

Что касается правового регулирования франчайзинга, то на сегодняшний день в Укра­ине разработано три законопроекта, предполагающих регулирование фран­чай­зинговых отношений:

а) проект Гражданского кодекса Украины (глава 74 "Франчайзинг");

б) проект Хозяйственного кодекса Украины (глава 36 "Передача для исполь­зо­вания в предпринимательской деятельности исключительных прав (франчайзинг)";

в) проект Закона о франчайзинге.

К недостаткам предполагаемого правового регулирования франчайзинга в Украине относятся:

1. Отсутствие каких-либо требований к раскрытию информации о франшизе до подписания франчайзингового договора. При подписании договора, то есть при­об­ретении франшизы, франчайзи практически ничего о ней не знает. Таким об­ра­зом, франчайзи совершенно не защищен от возможного мошенничества со сторо­ны недобросовестных фрачайзеров.

2. Необходимость двойной регистрации в государственных органах. К при­ме­ру, франчайзер продает франшизы на устройство ларьков по реализации печеного картофеля ("Картопляна хата"), таких франшиз в год может быть продано 200 – 300, а это от 400 до 600 регистраций.

3. Отсутствие определения видов франшиз влечет за собой отсутствие оп­ре­де­ления видов франчайзинговых договоров, используемых, прежде всего, в между­на­родном франчайзинге.

4. Отсутствие унифицированной терминологии законопроектов и дей­ст­вую­щего законодательства при определении таких правовых институтов, как "нерас­кры­тая информация", "ноу-хау" и " конфиденциальная информация". От­сут­­ствие чет­­ких требований законодателя к сфере использования, оформлению и содержанию ука­зан­ных институтов отрицательным образом повлияет на лица, получившие в поль­зо­вание информацию в качестве составляющих франшизы.

5. Возложение на франчайзера в некоторых случаях солидарной ответствен­ности франчайзи перед конечным потребителем.

При наличии такого несовершенного законодательства очевидно, что Украина может присоединиться к числу стран, рассматриваемых иностранными франчай­зе­ра­ми в качестве негативных примеров регулирования франчайзинга.

Следует отметить, что в законодательстве Украины отсутствует разграни­че­ние между определениями договора франшизы и лицензионным договором. Если при­ве­денные понятия рассматривать как тождественные, то утрачивается необхо­ди­мость в отдельном регулировании франчайзинговых отношений.

Для перспективного развития франчайзинга в Украине необходимо ре­шить указанные проблемные вопросы либо до принятия законопроектов, либо позднее путем внесения соответствующих изменений и дополнений во всту­пив­ший в силу закон, который будет регулировать франчайзинговые право­отно­шения.

Развитие франчайзинга в Украине может стать своеобразным катали­за­то­ром: с одной стороны, содействие успешному предпринимательству, безус­лов­но, по­ложительно повлияет на экономическое развитие государства, с дру­гой — эко­но­мический рост, в свою очередь, приведет к созданию условий для ус­пеш­ного бизнеса и укреплению позиций украинского предпринимательства на международном рынке.