Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 51

Международная экономическая среда сильно меняется под воздействием глобализации и растущей конкуренции. Через государственные границы ежегодно пе­ремещается огромная масса товаров, услуг и технологий на общую сумму при­мерно в 18,5 триллионов долларов США. Такой поток невозможен без создания еди­ных, унифицированных правил для всех участников товарообмена. Един­ст­вен­ной международной организацией, занимающейся вопросами междуна­род­ной тор­говли, является Всемирная торговая организация (ВТО). Фактически ВТО пред­став­ляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет согла­шений), нор­мами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли това­ра­ми и услугами. Присоединение к ВТО — это длительный и сложный процесс.

Одним из необходимых условий для присоединения к ВТО является реа­ли­за­ция соответствующей государственной политики в области стандар­ти­зации. По мнению автора статьи, активную работу в этом направлении необ­ходимо вести уже на первом этапе присоединения, причем согласовывая ее с работой междуна­род­ных организаций по стандартизации. Аспекты членства в ВТО в части стандарти­за­ции и технического регулирования определены в Соглашении по техническим ба­рье­рам в торговле (ТБТ) и Соглашении по сани­тарным и фитосанитарным мерам (СФС). Эти соглашения охватывают область нетарифного регулирования и следят за тем, чтобы стандарты и технические регламенты не применялись в качестве препят­ст­вия в торговле более, чем это необходимо для выполнения законных требований. Основной принцип заклю­чается в том, что страны-участницы должны гаранти­ро­вать, что для продукции, импортируемой любой страной-участницей, в сфере стан­дар­тизации будут создаваться условия не менее благоприятные, чем для анало­гич­ной продукции отечественного производства или для аналогичной продукции, про­из­водимой любой другой страной. В то же время все страны имеют право ис­поль­зовать технические меры, необходимые для обеспечения экспорта продукции, за­щи­ты жизни и здоровья. Соглашения распространяются на большую группу мер тех­нической и административной политики: технические регламенты и стандарты, фи­то­санитарные и санитарные нормы, экологические нормы, меры по обес­пе­чению са­ни­тарной безопасности, методы обеспечения соответствия этим нор­мам (серти­фи­кация), технические условия, требования к маркировке и упа­ков­ке товаров.

Для присоединения Республики Беларусь к ВТО с точки зрения стандар­ти­за­ции можно рекомендовать следующее:

1. Деятельность по согласованию стандартов и технических условий должна быть связана с международным сотрудничеством в области экономики, науки, тех­ни­ки, безопасности и охраны окружающей среды.

2. При разработке национальных стандартов и технических условий необхо­ди­мо стремиться использовать в качестве основы международные стандарты, так как они обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей, представляя собой общие пра­ви­ла для большинства стран.

3. В процессе разработки расширять сотрудничество с зарубежными органи­за­циями по сертификации, творчески перерабатывать их опыт. Гос­стан­дарт предс­тав­ляет Республику Беларусь в следующих международных и регио­нальных орга­ни­зациях: Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Международной органи­за­ции законода­тель­ной метрологии (МОЗМ), Международном агентстве по атом­ной энергии (МАГАТЭ), Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Межгосударственном совете СНГ по стандартизации, метрологии и сер­ти­фикации (ЕАSС (МГС)), Евро­пей­ской организации по качеству (ЕОК), Орга­ни­зации государственных метрологи­чес­ких учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Активная ра­бота в этих организациях позволит влиять на содержание стандарта. Помимо этого, участие в разработке стан­дар­тов даст возможность внедрить их до того, как они станут законом, и позволит существенно снизить расходы, которые потре­бо­ва­лись бы на более поздней стадии.