Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 72

На современном этапе развития мировой экономики диверсификация приоб­ре­тает важное значение. Это обусловливается тем, что эффективный выход оте­чест­­венных предприятий в мировую экономическую среду затруднен, а во многих случаях невозможен без осуществления их диверсификации. В связи с предстоя­щей интеграцией Украины в европейские экономические структуры вопросы диверси­фи­кации встают перед предприятиями нашей страны особенно остро.

Подпись: © Головач О., 2003

Головач О.

УДК 339.92

Проблемы использования международных технологий учета затрат на производство в Республике Беларусь

Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, пред­метом, средствами и результатами. Как и любая предметная область, бухгал­тер­ский учет также имеет свою технологию. Традиционно под технологией бухгалтерс­кого учета понимается организация документооборота и методика отражения хо­зяй­ственных операций на счетах бухгалтерского учета. Такое определение явля­ет­ся не совсем точным, узким, так как не раскрывает сущности технологии учета, ее места и значения в управлении хозяйством.

Осуществление рыночных преобразований в Республике Беларусь, как и в дру­гих странах-членах Содружества Независимых Государств, активизировало теоре­ти­ческую и практическую работу по совершенствованию технологии бухгалтерского учета затрат на производство с целью приведения ее в соответствие с междуна­род­ным опытом. Несмотря на это, в республике технология бухгалтерского учета затрат на производство значительно отличается от международной. Рассмотрим не­достатки применяемой в Республике Беларусь технологии учета по сравнению с используемой в странах с развитой рыночной экономикой отдельно по всем выше­пе­речисленным компонентам, присущим понятию технологии.

Так, основной стратегической целью деятельности коммерческого предприя­тия в рыночной экономике признается максимизация прибыли. Главенствующая задача системы учета, таким образом, состоит в обеспечении достижения указанной цели предприятий, финансово-хозяйственную деятельность которых он обслуживает.

Аналогичная цель определена Законом Республики Беларусь "О предпри­я­тиях Республики Беларусь", где сказано, что "главной целью предприятия является фи­нансово-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллек­ти­ва и интересов собственника предприятия" [1]. Существующая же в республике система учета затрат на производство в основном направлена на выполнение го­су­дар­ством фискальной функции и одновременно не обеспечивает подсистемы ме­нед­ж­мента, маркетинга, планирования, контроля, нормирования и экономического ана­лиза оперативной, точной и приемлемой информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Цель максимизации прибыли с неизбежностью влечет за собой вторую зада­чу — минимизацию издержек. Законы рыночной экономики диктуют, что пос­ледняя дос­ти­гается за счет улучшения использования научно-технических, орга­низационно-эко­номических, социально-психологических и внешнеэкономи­чес­ких факторов, а не за счет искусственного лимитирования затрат дейст­вующей налоговой политикой (последнее и имеет место в Республике Бела­русь). Так, в соответствии с законо­да­тель­ством республики некоторые виды затрат (пред­ста­вительские, консультацион­ные, информационные, командиро­воч­ные, рек­лам­ные расходы и др.) в пределах уста­новленных нормативов вклю­ча­ются в се­бестоимость продукции, а их превышение покрывается за счет при­были, оста­ющейся в распоряжении предприятия, с целью недопущения умень­шения нало­го­облагаемой прибыли. Такой порядок опять же нап­равлен на обес­печение реализации государством фискальных функции и в мень­шей степени — на соз­дание условий для роста эффективности деятельности пред­прия­тий. Так, нап­ример, определенная законодательством сумма расходов на рек­ламу, кото­рая может быть отнесена на затраты, не позволяет провести полномас­ш­таб­ную рек­­ламную компанию, включающую рекламу на телеви­де­нии. И, таким об­ра­зом, фирма, выпускающая новый вид продукции, не имеет возможности до­нес­ти свой товар до потенциального потребителя, то есть дей­ствующая налоговая поли­ти­ка сразу же "обрекает товар на забвение". Продукция должна стоить столько, сколь­ко средств на нее затрачено. И предприятие само должно выби­рать свою стра­тегию: увеличивать ли в текущем периоде информационные, рекламные и дру­гие расходы, продавать ли по ценам, обеспечивающим полу­чение отрицательной при­были, с целью завоевания рынка или нет? А после завоевания определенной доли конкурентного рынка и наращивания объемов производства предприятие спол­на возместит недоплаченную сумму налогов в текущем периоде.