Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 35

Особенностью проведенного исследования является то, что в качестве кри­терия для определения наиболее сложных этапов экономической интеграции стран было выбрано не количество, спектр решаемых проблем, а их качественная сто­рона — сложность решаемых задач, и сложность именно как следствие про­ти­во­речий инте­ресов интегрирующихся стран и степени интенсивности этих отно­ше­ний. Процесс интеграции усложняется по мере того, как сфера противоположных интересов стран начинает расширяться.

Наибольшее количество противоречий в процессе интеграции возникает в сфере торгово-экономических отношений. В области миграции (рабочей и техно­логий), вопросах применения инструментов макроэкономического регулирования ввиду наличия общих моделей и стандартных инструментов регулирования сущест­венных противоречий между странами не возникает. Именно в торгово-экономи­чес­кой сфере такое важное условие экономической целесообразности интеграции, как взаимодополняемость экономических потенциалов стран, из фактора, способ­ст­вующего интеграции, становится на стадии создания таможенного союза фак­то­ром, противодействующим и усложняющим экономическую интеграцию: дело в том, что страна, имеющая внутреннее производство данного товара, заинте­ресо­вана в высоком уровне протекционизма, а страна, получающая его из третьих стран, заинтересована в снижении таможенных пошлин. В качестве реального примера можно рассмотреть особенности формирования тарифной политики в области про­из­водства легковых автомобилей в России и Беларуси.

В целом сложность экономической интеграции при создании таможенного союза определяется следующими причинами:

на данной стадии устраняются формальные границы между странами – глав­ное свидетельство обособленности стран;

как следствие, резко возрастает взаимозависимость стран, поскольку значи­тель­ную часть внешних границ отдельно взятой страны контролируют страны-парт­неры; это фактически означает, что они контролируют въезд на ее территорию иност­ранной рабочей силы, ввоз товаров и капитала;

таможенный союз является единственной формой интеграции, под влияние ко­то­рой попадает как наиболее важная для стран сфера внешнеэкономических связей — внешняя торговля, так и максимально возможный масштаб межгосударст­вен­ных связей страны — на данном этапе в их качестве выступают как "внутрен­ние", так и "внешние связи", то есть торгово-экономические отношения с третьими странами.

Таким образом, таможенный союз может рассматриваться в качестве рево­лю­­ционного этапа целостного процесса международной экономической интег­ра­ции, который делает процесс экономического сближения стран необратимым.

Мировая практика экономической интеграции подтверждает сделанные выше выводы. Так, например, период создания таможенного союза в ЕС был самым про­дол­жительным: считается, что он длился с 1 июля 1968 г. по 1986 г. включительно, до подписания Единого европейского акта 27 февраля 1986 г., то есть практически 18 лет. В то время как этап создания зоны свободой торговли продолжался 11 лет (с 1958 г. по 1969 г.), этап создания "общего европейского рынка" — 7 лет (с под­пи­са­ния Единого европейского акта в 1986 г. до под­пи­сания Договора о создании ЕС в 1992 г.); этап создания Экономического союза начался в 1993 г. и заканчивается в 2003 г. с формированием валютного союза, то есть продолжался 10 лет. Если проанализировать реальное протекание эко­но­мической интеграции в Европейском Союзе, то можно отметить, что реаль­ная интеграция сочетает в себе как процессы, способствующие интег­ра­ции, так и процессы дезинтеграции, когда страны в соответствии со взятыми обяза­тель­ствами должны проводить одну экономическую политику (в частности, бюд­жет­ную), а проводят политику, несколько отклоняющуюся от установленных рамок, в большей степени соответствующую национальным интересам. И именно от­сут­ствие национальных границ внутри ЕС обеспечивает устойчивость его функ­ционирования как интеграционной группировки и нейтрализует любые крат­ко­срочные центробежные тенденции как следствие издержек экономической ин­тег­рации для отдельных стран.