Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 41

В настоящее время основными субъектами сотрудничества Украины с МФО стали Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк рекон­ст­рукции и развития. Можно выделить такие основные цели и принципы, согласно кото­рым Украина должна сотрудничать с МФО:

1) содействие развитию рыночных преобразований в Украине;

2) создание условий для успешного вхождения Украины в мировую экономику;

3) решение не только экономических, но и социальных задач;

4) соблюдение паритетности в отношениях Украина — МФО;

5) обеспечение национальных интересов и национальной безопасности.

В последние годы сотрудничество происходило преимущественно путем креди­тования международными валютно-финансовыми организациями экономики Украины.

Кредитами ВБ финансировались проекты в угольном секторе, энергети­чес­кой отрасли, сельском хозяйстве, социальной и управленческой сферах; в июне 1999 года начато сотрудничество с украинскими медиками.

Цель стратегии помощи Всемирного банка Украине на 2001 – 2003 годы заключается в оказании поддержки правительству и гражданскому обществу в вопло­ще­нии в жизнь широкомасштабных планов по сокращению бедности, созданию новых рабочих мест, а также достижению устойчивого экономического роста.

Кроме Всемирного банка, главным международным кредитором государст­вен­ного сектора экономики Украины является Европейский банк реконструкции и развития. ЕБРР кредитует под гарантии правительства в основном большие про­екты, направленные на поддержание энергетической отрасли, транспорта и городской инфраструктуры.

На данный момент в государственном секторе профинансировано десять про­ектов. Одна из главных проблем — темп выплат кредита заемщику. Возникали также проблемы при выполнении финансовых обязательств по проектам с украинской сто­ро­ны. Но самой большой из них по-прежнему остается отсутствие структур­ных реформ.

3 сентября 2002 года завершилось сотрудничество Украины и МВФ по 4-х летней программе расширенного финансирования (EFF). Украина рассчитывала, что МВФ продолжит дальнейшие переговоры о начале новой программы финан­си­ро­вания после принятия реального государственного бюджета на 2003 год. Но ин­тен­сивное привлечение государством кредитов МВФ закономерно ведет к возрас­та­нию внеш­него долга. Иностранные кредиты, безусловно, необходимы, но не кре­диты потреб­ле­ния от МВФ, а кредиты для инвестирования в реальную экономику.

Однако в свете последних политических скандалов и отсутствия реальных эко­номических реформ сотрудничество с МФО в 2003 году, вероятно, будет осу­щест­вляться на бескредитной основе. Поэтому новый год депутаты начали с актив­но­го принятия изменений в первую очередь к финансовому законодательству. К концу января уже были приняты довольно жесткие меры, нацеленные на противо­дей­ствие отмыванию "грязных" денег. Во многом этому способствовали введенные против Украины санкции. Более года FATF требовала от украинского парламента и правительства оптимизировать свое финансовое законодательство. 20 декабря 2002 года давно обещанные санкции были введены, чем организация достаточно сильно напугала отечественных депутатов и госчиновников. Правительство про­во­дит постоянный диалог с представителями FATF, с тем чтобы на февральском засе­дании Украина была исключена из "черного списка". Но, по мнению авторов, на дан­ном этапе речь может идти только об отмене санкций. Из "черного списка" Украина не может быть исключена в ближайшее время, так как применение финансовых санк­ций имело место.

В целом, с точки зрения экономических критериев вступления в Европейский союз, у Украины сегодня еще не достаточно оснований для валютно-финансовой интеграции. Но в будущем, согласно стратегии интеграции Украины в ЕС, утверж­ден­ной Указом Президента Украины от 11.06.1998 г., при значительном эконо­ми­чес­ком росте Украина должна быть привлечена к процессам валютно-финансовой интеграции.