Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 9

В заключение, глава 10 представляет основные выводы данного документа.   


2. Внешние транспортные издержки

2.1  Что такое внешние транспортные издержки?

Внешние транспортные издержки возникают в ситуации, когда пользователь или не оплачивает полные издержки от своей транспортной деятельности (включая издержки окружающей среды, перегруженности или издержки от аварий на транспорте) или не получает полных выгод от нее.

Любая транспортная деятельность создает как выгоды (иначе люди не занимались бы этим), так и издержки. Тем не менее, не все из этих издержек и выгод касаются непосредственно тех, кто оплачивает эту транспортную деятельность (т.е. транспортные пользователи). Некоторые из транспортных издержек перекладываются на других пользователей или на сообщество в целом. Поэтому каждый может почувствовать разницу между так называемыми «внутренними» (или личными) затратами, т.е. теми, которые оплачивает сам пользователь, совершающий поездку (затраты времени, износ транспортного средства, расходы на топливо), и так называемыми «внешними» издержками, т.е. теми, которые перекладываются на кого-то другого. Сумма «внутренних» затрат и «внешних» издержек получила название полных «социальных издержек». В общих словах, «внешние издержки» возникают в случае, когда благосостояние одних людей снижается в результате негативного воздействия от деятельности других, игнорирующих последствия своих действий при принятии решений.

Критерием для разделения «внутренних затрат и внешних издержек», связанных с поездкой, служит сам пользователь, который платит.

Если транспортный пользователь должен платить за пользование каким-либо ресурсом (например, за пользование электроэнергией, инфраструктурой и т.д.), то эти суммарные издержки  рассматриваются им как его внутренние затраты.

И наоборот, если транспортный пользователь оказывает негативное воздействие на благосостояние других (например, загрязняя воздух), но не должен платить (не платит) за это, то эти издержки рассматриваются им как внешние по отношению к нему.

Как можно видеть, данная ситуация попадает под действие принципа «загрязнитель платит», который записан в Договоре между странами-членами ЕС (статья 130r2) и который требует, чтобы тот, кто загрязняет, компенсировал издержки этого загрязнения.

Таблица 2 представляет распределение полных социальных издержек сообщества от транспорта на внешние издержки и внутренние затраты по ряду статей.

Таблица 2  Классификация транспортных издержек

Категория издержек

Социальные издержки

Внутренние/личные затраты

Внешние издержки

Транспортные издержки

Топливо, затраты, связанные с транспортным средством, стоимость билетов/тарифы

Издержки, оплачиваемые другими (например, в случае бесплатной парковки)

Издержки инфраструктуры

Сборы с пользователей, налоги на транспортные средства, акцизы на топливо

Не покрываемые пользователями издержки инфраструктуры

Издержки дорожно-транспортных происшествий

Издержки, покрываемые страховкой, собственные издержки, связанные с ДТП

Не покрываемые затраты ДТП (например, боль и страдания других)

Издержки окружающей среды

Собственный ущерб

Не покрываемые издержки окружающей среды (например, шум, воздействующий на других)

Издержки перегруженности

Собственные потери времени

Задержки и затраты времени, создаваемые для других

2.2  Почему внешние транспортные издержки имеют значение?