Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 32

Необходима большая степень гармонизации уровней минимального налогообложения для создания единого игрового поля для перевозчиков различных национальностей.

Схемы, используемые для покрытия издержек инфраструктуры на железных дорогах и внутренних водных путях, также сильно различаются между странами-членами. Это в значительной степени следствие сильного регулирования рыночных организаций, которые определяют эти виды транспорта. В некоторых странах используются сборы за пользование железнодорожными путями, в то время как в других странах-членах применяются фиксированные ставки при свободном доступе. Аналогично, большое количество разновидностей существует на внутренних водных путях.  

За этим улучшением может последовать следующий шаг на пути совершенствование системы ценообразования: введение дифференциации по времени и месту.

4.5.2  Возмещение затрат транспортных инфраструктур: автомобильные, железные дороги и внутренние водные пути

Возникает вопрос, могут ли отдельные виды транспорта покрывать затраты своих инфраструктур, и существенна ли разница между видами. Свидетельства, приводимые в Приложении 5, предполагают, что в конечном итоге, налоги, которые платят дорожные пользователи, значительно превышают расходы, которые связаны с инфраструктурами. Дорожные расходы Европейского Союза составляют около 1% ВВП Союза, а общие поступления от дорожных пользователей (пошлины и налоги на транспортные средства, налоги на топливо) составляют 2% ВВП. Эта разница по грубым оценкам составляет 65 млрд. ЭКЮ и должна быть сопоставима с внешними издержками автодорожного транспорта (См. Главу 8). Проведенные изучения полагают, что дорожные пользователи также покрывают затраты инфраструктуры. Тем не менее, значительные искажения похоже имеются в рамках дорожного сектора. Изучения, где рассматривались издержки, перекладываемые на различных дорожных пользователей, показывают, что общие уровни налогов на тяжелые грузовики в некоторых странах-членах не покрывают того ущерба, которые эти транспортные средства причиняют дорогам. В некоторых случаях, похоже, издержки тяжелых транспортных средств компенсируются пассажирскими легковыми автомобилями.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 16 Фактор ущерба, наносимого автомобильной дороге при движении грузовых ТС различных типов

Тип транспортного средства

Фактор ущерба от ТС

Двухосное транспортное средство с трехосным прицепом (40т)

2.94

Трехосное транспортное средство с двухосным прицепом (40т)

2.75

Трехосное транспортное средство с трехосным прицепом (40т)

1.21

Трехосное транспортное средство с трехосным прицепом (44т)

2.08

Четырехосные автопоезда,, составленные из двухосного транспортного средства с двухосным прицепом (36т)

2.99

Двухосное транспортное средство (18т)

1.70

Трехосное транспортное средство (25т)

1.65

Трехосное транспортное средство с воздушной подвеской (26т)

1.99

Легковой автомобиль

0.0001

Источник: Bulletin of the European Union, supplement 2/96, “Towards fair and efficient pricing in transport”