Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 26

Доля в общих издержках (%)

Издержки перегружен-ности,

пенсов на авт./км

Доля в дорожном движении (%)

Автомагистрали

1

0.32

17

Центр города, пиковый период

13

44.74

1

Центр, межпиковый период

27

35.95

3

Не центр, пиковый период

17

19.51

4

Не центр, межпиковый период

26

10.75

10

Небольшой город, пиковый период

6

8.47

3

Небольшой город, межпиковый период

9

5.17

7

Прочие районы зон застройки

0

0.08

14

Дорога в сельской местности, двух полосная проезжая часть

0

0.06

12

Главная дорога

1

0.23

18

Прочие дороги в сельской местности

0

0.06

12

Средняя величина

4.18

Источник: Newbery (1995)

Из этого следует вывод: политики сдерживания перегруженности должны быть дифференцированы по времени и пространству. Одновременное повышение сборов, похоже, не может стать результативным решением, поскольку оно не позволяет достичь требуемого дифференцирования. Более того, это было бы несправедливо. Значительное увеличение таких сборов стало бы бременем для сельских районов, будучи одновременно недостаточным для обеспечения заметного эффекта в сильно перегруженных больших городах с пригородами.

Ценообразование – только один элемент из многосторонней стратегии по сдерживанию перегруженности. Важную роль могут сыграть также другие политики. Например, введение маршрутного сопровождения на основе средств телематики, управлении движением и информационных систем могут значительно увеличить фактическую пропускную способность инфраструктурных сетей. Также обеспечение производительных услуг общественного транспорта, что продвигается в Зеленом Документе по сети для граждан, ускорит переход пользователей от частных автомобилей на общественный транспорт (автобусы, рельсовый транспорт). Более того, работа с использованием средств телекоммуникаций, проведение телеконференций, приобретение товаров через телемагазины могут снизить необходимость в передвижениях. Ясно, что различные компоненты стратегии должны дополнять друг друга для обеспечения их максимального эффекта.

Полное внедрение такой системы неизбежно влечет электронный сбор, что имеет значительные преимущества с точки зрения гибкости и отсутствия препятствий для дорожного движения, поскольку транспортные средства не должны останавливаться у пунктов сбора пошлин. Последние разработки систем полностью отвечают требованию невмешательства в личную жизнь дорожных пользователей, полагаясь на технологии смарт-карт. Значительный прогресс уже достигнут в развитии таких телематических систем, и в Евросоюзе проводится большое количество тестов. (См. Приложение 4). Тот факт, что такие системы очень тесно связаны с рынком, доказывает случай с Сингапуром, который получил 140 млн. контракт для строительства системы, первая фаза которой должна быть завершена в конце 1997 года. Австрия также выразила свои намерения внедрить электронные системы взимания дорожных платежей возможно к концу 20 века.        

В Германии и Нидерландах внедрение систем дорожного ценообразования рассматривается на период после 2001г.

Приложение 4

Электронные системы сбора пошлин

Многие европейские страны рассматривают возможность использования электронного сбора пошлин (EFC) для оплаты транспортных услуг. Основное внимание в новой технологии уделяется сбору дорожных пошлин, но также имеется интерес относительно дорожного ценообразования в городских условиях (сборы при транспортной перегруженности), в секторе общественного транспорта и других услуг.