Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 48

Некоторые из этих мер потребуют изменения существующего законодательства Сообщества (например, в отношении покилометрового налога на тяжелые грузовые транспортные средства), в то время как другие могут быть внедрены странами-членами без каких-либо действий со стороны Сообщества. Тем не менее, желательно достижение широкого консенсуса стран-членов по инструментам ценообразования на уровне Сообщества для гарантии их согласованности в рамках общей политической стратегии и полного принятия в расчет при определении мер регулирования (например, в стандартах на транспортные средства), которые, из соображений внутреннего рынка, устанавливаются на уровне Сообщества.

Пример 1:

Шведский опыт по реализации инициатив для сдерживания загрязнения воздуха от транспорта

Дифференцирование налогов на топливо

Для содействия внедрению так называемого переформулированного бензина, который содержит меньше канцерогенов, серы и т.п. и делает функцию каталитического конвертера более производительной, в 1994 было предусмотрено дополнительное дифференцирование налога. Разница в налогообложении между двумя сортами неэтилированного бензина составляет только 0.06 крон/литр, но эта разница оказалась достаточно значительной для того, чтобы переформулированный бензин полностью заместил бензин стандартного качества (См. Приложение 1).     

Налог на дизельное топливо для автотранспортных средств дифференцирован с 1991г. на основе характеристик воздействия на окружающую среду, таких как содержание серы и канцерогенных веществ. Самое чистое топливо Класса I имеет налоговую скидку 0.47 крон/литр по сравнению со стандартным топливом и содержит только 0.001% серы против стандартного содержания 0.2%. Практически 100% дизельного топлива, используемого сегодня автотранспортными средствами, представлено топливом Класса I (См. Приложение 1).  

Дифференцирование налогов на транспортные средства

Для стимулирования продажи транспортных средств с более низкими уровнями выбросов вредных веществ существует дифференцирование для легковых автомобилей, легких и тяжелых грузовиков. По воздействию на окружающую среду транспортные средства подразделяются на три класса:

§  Класс III соответствует базовым требованиям, определяемым существующими нормами Евросоюза;

§  Класс II соответствует более жестким нормам, обычно эквивалентным будущим нормам Евросоюза;

§  Класс I соответствует еще более жестким стандартам.

Первоначально дифференцированию подлежал налог на продажу, но в настоящее время дифференцирование перенесено на ежегодный налог на транспортное средство в течение первых пяти лет срока его эксплуатации. Такая система классификации часто используется при продаже автомобилей и, вероятно, оказывает влияние на тип транспортных средств, продаваемых на шведском рынке. Легковые автомобили Класса I имеют скромную долю рынка, автомобили Класса II имеют 33% рынка, а остальная часть принадлежит автомобилям Класса III.    

Налог в пользу окружающей среды, применяемый для внутренних полетов

В 1989г. был введен налог на выбросы углеводородов и оксидов азота. Ставка налога составляет 12 крон за кг выбросов углеводородов или оксидов азота. Точно определить эффект от внедрения этого налога трудно, но есть сомнения в том, что он сможет способствовать быстрому изменению камер сгорания большого количества двигателей с высоким уровнем загрязнения. Налог стимулирует снижение затрат авиакомпаний на внутренних полетах с 60 млн. крон до введения налога до 45 млн. крон после того, как авиакомпания начала использовать более экономичные и чистые двигатели.

Сбор за легковые транспортные средства, выбывающие из эксплуатации