Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 42

Грузовой транспорт (грамм / тонн км)

Вид выбросов

Автомобильный

Воздушный

Железнодорожный

Водный

Германия

Бельгия

Германия

Бельгия

Германия

Бельгия

Германия

Бельгия

СО2

207

-

1 160

41

нет данных

-

нет данных

-

СО

2,40

2,10

1,40

0,05

нет данных

0,6

нет данных

0,20

NOx

3,60

1,85

5,30

0,20

нет данных

0,40

нет данных

0,58

CxHy

1,10

0,92

0,80

0,08

нет данных

0,02

нет данных

0,08

SO2

-

-

-

-

нет данных

-

нет данных

-

аэрозоль

-

0,04

-

-

нет данных

0,08

нет данных

0,04

Примечание: 

Прочерк – данные отсутствуют

1 – значения для высокоскоростных поездов 28,9; 0,005; 0,071; 0,002; 0,124 и 0,044 соответственно.

Источник: OECD (1994) и AECMA (1994)

Легковые транспортные средства несут ответственность за подавляющее количество выбросов угарного газа (СО) и неметановых летучих органических соединений (VOC) по сравнению с другими типами транспортных средств. В то же время тяжелые грузовые автомобили несут ответственность за значительную долю выбросов окисей азота (NOx) и сернистого газа (SO2).

Загрязнение воздуха от деятельности транспорта в Европе традиционно регулировалось качеством топлива, стандартами на выбросы и технические осмотры транспортных средств, а также, программами содержания. (См. Гл.6.3).

В целом регулирование оказалось успешным, снизив количество выбросов на транспортное средство-километр на 90% по сравнению с 1970 г. В результате выбросы от транспорта угарного газа, летучих органических соединений и окисей азота показывают тенденцию к снижению. В то же время постепенно сокращаются выбросы свинца от сгорания бензина. Например, ожидается, что выбросы NOx и VOC снизятся на 38% и 54% за период 1990-2010. Однако, общее количество выбросов в воздух продолжит расти из-за роста автомобилизации и транспортных потребностей. Такой рост особенно касается выбросов твердых частиц и углекислого газа.            

6.2  Издержки загрязнения воздуха

Загрязнение воздуха в результате деятельности транспорта может иметь воздействие:

-  локальное,

-  региональное,

глобальное.

1.   Локальное загрязнение сказывается в виде негативного воздействия на здоровье человека (респираторные заболевания) и материального ущерба в результате разрушения зданий и гибели растительности. Локальный загрязняющий эффект вызывается в основном такими загрязнителями как двуокись серы SO2, свинец и твердые частицы.

2.   Региональное загрязнение сказывается повышением уровней кислотности и содержании озона на поверхности земли.

3.   Глобальное загрязнение проявляется в накоплении парниковых газов и их роли в постепенном потеплении атмосферы Земли. Транспортные источники - основные виновники развития так называемого «парникового эффекта» в основном из-за выбросов СО2 и хлористых фторуглеродов (CFCs), образующихся от кондиционирования воздуха в транспортных средствах, а также, от других загрязнителей воздуха. Помимо их влияния на местное загрязнение воздуха, выбросы VOC и NOx способствуют образованию озона, а следовательно, косвенно способствуют глобальному потеплению. Выбросы NOx и VOC являются местной проблемой, но посредством химических реакций, становятся существенным виновником регионального загрязнения воздуха. Свинец и твердые частицы имеют только местное влияние.