Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 31

Ежегодный налог на транспортное средство в странах-членах часто базируется на общем весе грузовика или, иногда, на осевых нагрузках грузовика. Тем не менее, связь между общей суммой собираемых налогов с пользователей и ущербом, наносимым этими пользователями инфраструктуре, является весьма слабой. Это возникает из-за отсутствия связи ежегодного налога на транспортное средство с пробегом этих транспортных средств. Более того, связь между потреблением топлива (налог через акциз на топливо) и ущербом, наносимым дороге, также не определяется, особенно для больших грузовиков.

Приложение 5 представляет свидетельство по издержкам износа и разрушения дорог в результате движения тяжелых грузовиков различных типов.

Вывод, вытекающий из данного свидетельства: издержки инфраструктуры значительно варьируются в зависимости от характеристик транспортных средств. Более того, при осознании того, что издержки одинаковых инфраструктур также значительно варьируются в разных частях Союза в зависимости от местных характеристик (т.е. географии), ясно, что производительная система возмещения издержек износа и разрушения дорог должна быть высокодифференцированной.       

Минимальные уровни ежегодного налогового обращения и максимальные уровни сборов с дорожных пользователей утверждены для коммерческих грузовых автомобилей законом Сообщества. Минимальные ставки акцизов на топливо также утверждены. Тем не менее, реальные применяемые ставки, все еще значительно различаются. Таблица 4 предоставляет информацию по этому вопросу.   

Таблица 4  Дорожные налоги, применяемые в Европейском Союзе (ЭКЮ)

Государство

Акциз на топливо*

Ежегодный налог на транспортное средство**

Бельгия

298.3

    940***

Дания

289.6

1245

Германия

324.9

2676

Греция

343.4

     307****

Испания

257.6

     464****

Франция

328.2

 787

Ирландия

301.8

1965

Италия

375.8

 711

Люксембург

260.1

 779

Нидерланды

316.5

1038

Австрия

297.0

2825

Португалия

315.0

    349***

Финляндия

284.5

3333

Швеция

316.2

2591

Великобритания

399.3

4100

Установленное законодательством ЕС (минимум)

245

700

* - Дизель на 1001 (1995)

** - Тяжелые грузовые автомобили 38т (1994)

*** -  Тяжелые грузовые автомобили 40т (1994)

**** - Греция, Испания и Португалия применяли меньшие ставки до 1.1.1997

Источник:  Службы Европейской Комиссии

Существующая система представляет собой комбинацию налогов на основе национального принципа (например, ежегодного налога на транспортное средство), которая содержит те налоги, что платятся в стране регистрации, и принципа территориальности, который подразумевает, что оплата сбора производится там, где вызываются затраты (например, пошлины, сборы с дорожных пользователей и, в меньшей степени, акцизы на топливо). Ясно, что необходимость увязать сборы настолько тесно, насколько это возможно, с затратами, подразумевает следование принципу территориальности. Это также поддерживается Европарламентом в Директиве 93/89/ЕЕС относительно Евровигнетта.       

Значительная разница, иллюстрируемая Таблицей 4, также означает потенциальное искажение конкуренции среди перевозчиков различных национальностей, поскольку перевозчики, использующие одинаковые транспортные средства и перевозящие идентичные грузы, облагаются сборами по-разному в зависимости от их национальности. Это, в свою очередь, создает препятствие для производительного функционирования внутреннего рынка Евросоюза.