Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 16

Основным преимуществом данного подхода является то, что избежание издержек является значительно более простым способом установления величины в денежном выражении, поскольку затраты, связанные с выхлопными технологиями (подобные каталитическим  конвертерам) или другие защитные расходы (например, двойное остекление для звукоизоляции) обычно являются хорошо известными рыночными величинами.

Основными недостатками метода является его двойственность.

§  Первым и наиболее важным является то, что присутствует риск выхода на первый план политических приоритетов. Фактически, невозможно сделать предварительный анализ затрат/выгод для альтернативных политических предложений, если эти выгоды являются определяемыми по иной шкале и только по фактическим результатам после принятия политического решения.

§  Вторым имеющим отношение к характеристикам политического процесса в рамках демократической системы, является не только запаздывание между изменением предпочтений людей и изменением политических процессов, но и выражение предпочтений лишь в обобщенном виде (например, «более качественная окружающая среда» вообще), а не в конкретных ориентирах (например «снижение выбросов твердых частиц на 40%»), что могло бы приниматься производителями, как конкретная задача для совершенствования двигателей.

2.4.3 Подход 3: Гедоническое ценообразование

Определения:

Гедонизм - направление в этике, утверждающее, что высшая цель и мотив человеческого поведения - получение удовольствия.

Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ценности и их влияние на человеческое поведение.

Этот подход рассматривает рынки, на которых товары или факторы производства реализуются и наблюдаются в зависимости от влияния на рыночные цены свойств, характерных для окружающей среды (так называемые псевдорынки).

Наиболее распространенные формы гедонического ценообразования используют для расчета денежной величины внешних издержек цены на недвижимость (например, цены на дома и земельные участки) или уровни заработной платы. Этот метод часто применяется для расчета издержек шума от движения транспорта, где в основу положена простая логика. Поскольку люди предпочитают жить подальше от шумной автомагистрали или аэропорта, то цены на дома в этих местах будут несколько ниже, чем цены на дома в похожих местах, где нет шума. Сравнение цен на дома в шумных местах с ценами на дома при прочих идентичных или, по меньшей мере, сходных характеристиках зданий, но без шума, обеспечивает, таким образом, выявление скрытых экономических значений для издержек шума. Ясно, что метод гедонического ценообразования может обнаруживать только те издержки последствий, о которых люди осведомлены. Более того, метод предполагает постоянное наличие одинаковых возможностей для компромисса между всеми остальными характеристиками. Эти и другие причины дают основания полагать, что гедоническое ценообразование часто имеет тенденцию недооценивать величину рассматриваемых внешних издержек. Имеются другие меры (такие как метод издержек поездки) которые принимают методику похожую на гедоническое ценообразование, но менее применимую к специфическим проблемам внешних издержек, связанных с транспортом.

2.4.4 Подход 4: Условная ценность/установленные предпочтения

Концептуально, данный подход является наиболее приближенным к тому, что с экономической точки зрения в идеале хотелось бы иметь – а именно, денежное выражение предпочтений. Вкратце данный метод обычно полагается на интервью или письменное анкетирование для определения того, сколько граждан ощущает, что их благополучие снижено в результате внешнего воздействия определенного типа.

При таких широких изучениях как определение готовности  платить (WTP - willingness-to-pay), респонденты опрашиваются на предмет того, сколько они готовы были бы заплатить, чтобы не быть более жертвой определенного уровня внешнего воздействия (например, транспортного шума). Аналогично, в изучениях готовности принять (WTA - willingness-to-accept) респонденты опрашиваются на предмет того, какую финансовую компенсацию они приняли бы за ущерб, нанесенный окружению.