Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 58

В целом, прогресс в направлении справедливого и рационального ценообразования, похоже, способен значительно усилить конкурентоспособность Европейской промышленности. Снижение перегруженности, загрязнения воздуха и сокращение числа аварий означает, что издержки, порождаемые сегодня в целом европейской экономикой, станут меньше. Например, сдерживание перегруженности уменьшит потери времени бизнеса и потребителей. Устранение только части существующих издержек перегруженности – составляющей 120млн. ЭКЮ, могло бы принести существенные выгоды. Рациональное производственное планирование и управление запасами жизненно важны для современных экономик и требуют надежных поставок. Снижение числа аварий означает меньшие затраты системы здравоохранения, что в результате означает потребности в меньших социальных выплатах. Уменьшение загрязнения воздуха также уменьшит счета медицинских учреждений и, дополнительно, увеличит продуктивность сельского хозяйства (из-за уменьшения закисления и озоновой концентрации).

Рациональное и справедливое ценообразование означает, что доходы от сборов уменьшаются прямо пропорционально снижению основных транспортных проблем. Предыдущие главы содержат описание ряда производительных инструментов, которые могут быть применены за счет подгонки системы налогообложения без увеличения общего уровня налогообложения. В любом случае более высокие уровни налогообложения не являются целью предлагаемого подхода. Более того, там, где может потребоваться применение более высоких сборов, выгоды могут возвращаться в экономику через снижение других налогов и сборов. В соответствии с анализом, представленным в Белом Документе о росте конкурентоспособности и занятости, снижения выплат по социальному обеспечению – особенно в отношении труда с низкой квалификацией – выглядят очень обещающими и могут привести к значительным выгодам в показателях роста занятости.                    

8.3  Фазы применения политических инструментов: приоритеты           

Несмотря на то, что все виды транспорта должны быть равноценно обременены расходами в соответствии с теми внешними издержками, что они создают, расчеты издержек представленные в данном документе показывают, что в политиках развития, не умаляя значение других видов, приоритет должен отдаваться автодорожному транспорту. Эти политики должны, насколько это возможно, учитывать разницу в величине негативных внешних факторов по типам транспортных средств, по времени и в пространстве.

При разработке стратегии интернализации должны быть проведены различия между тем, что желательно в долгосрочной перспективе и что достижимо в ближайшем будущем. Тем не менее, при данном подходе выбор инструментов для применения на ранних фазах должен учитывать желаемое перспективное развитие. Таблица 10 представляет возможные инструменты для интернализации ряда внешних издержек на автодорожном и других видах транспорта. Долгосрочные политические инструменты представляют потенциально привлекательные варианты из-за возможности их продуманного дифференцирования. Однако сейчас они пока не действуют, а затраты на их практическую реализацию требуют выяснения до принятия любого решения.

Принцип тесной связи цен с издержками, ложащимися в основу выбора вида транспорта, в идеале потребует новых инструментов, которые могли бы быть дифференцированы очень точно. Здесь достигнут значительный технический прогресс. Отчет о состоянии систем для электронного взимания пошлин, которые в отдаленной перспективе станут производительными инструментами для сбора платы за пользование инфраструктурой и издержками перегруженности, приводится в Приложении 4. Последние системы способны полностью отвечать требованию невмешательства в личную жизнь дорожных пользователей (на основе технологий смарт-карт). Что касается других внешних факторов, то «черный ящик» с автоматическим управлением (или «зеленый ящик»), который способен регистрировать определяющие факторы (например, пробег, характеристики транспортного средства, количество выбросов) стал бы особенно производительным инструментом для «интернализационного сбора», после того как величина сбора сможет определяться в связи с реальными издержками. Такие инструменты разрабатываются и для других целей (например, для управления парком подвижного состава), но ясно, что понадобится еще больше исследований для создания необходимого оборудования, отвечающего техническим, транспортным и другим требованиям.