Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 24

Если значительная часть общих транспортных затрат не зависит от пользователя, как в случае с капитальными затратами, тогда ценообразование только по одним предельным издержкам не даст полного возмещения всех затрат инфраструктуры. Тем не менее, полное возмещение затрат важно по ряду причин:

-  Во-первых, частные владельцы инфраструктуры в любом случае должны возмещать свои затраты. Порты, аэропорты, пошлинные дороги применяют все возможные схемы ценообразования, которые увязывают оплату с другими параметрами (например, доступ, приземления, парковка и т.д.) для возмещения общих затрат.  

-  Во-вторых, при отсутствии полного возмещения затрат в транспортном секторе в целом, бюджет должен будет финансировать сектор за счет налогов/сборов, собираемых где-то еще. В целом считается, что хотя из соображений экономичности ценообразование по предельным издержкам обладает основными преимуществами, большие перемещения между секторами являются нежелательными. Поэтому, в принципе общие издержки инфраструктуры должны покрываться в течение длительных периодов времени.

При принятии критерия для возмещения затрат должен приниматься во внимание ряд соображений:

-  Во-первых, общепринято и приемлемо инвестировать в инфраструктуру по причинам, не связанным только с транспортной политикой, например, таким, как поддержание регионального баланса. В таком случае, выглядит необоснованным требование к транспортным пользователям покрывать издержки инфраструктуры, возникающие на подобной основе. Это подчеркивает необходимость в точной системе учета.

-  Во-вторых, решения, принятые в отношении инфраструктурных проектов в прошлом, которые сегодня уже не могут соответствовать транспортным потребностям, в некоторых случаях, вызывают неоправданно высокие затраты, которые не могут быть возмещены пользователями. В отношении инфраструктур подобного типа необходим особый подход.

3. Прозрачность

Система взимания платы с целью возмещения затрат инфраструктуры должна быть ясной для граждан и бизнеса.

4.3  Издержки перегруженности: природа, величина и возмещение

Перегруженность - это потери времени. Перегруженность возникает, когда дорожная сеть заполнена большим количеством пользователей, чем предусмотрено ее проектной пропускной способностью. В такой ситуации каждый пользователь теряет время сам и создает потери времени для других. Эти потери представляют собой экономические потери, поскольку люди оценивают время в деньгах и, кроме этого, задержки увеличивают потребление энергии. Задержки растут опережающими темпами с увеличением количества пользователей на сети, когда транспортное движение замедляется и приближается к остановке. Поэтому на перегруженных сетях даже небольшие снижения объемов транспортного движения могут значительно ускорять скорость движения транспортных потоков.  

Перегруженность связана с нехваткой инфраструктуры через образование очередей (то есть количественное нормирование): каждый застревает в дорожной пробке и теряет время, одновременно создавая соответствующие задержки для других. Когда принимается транспортное решение, то каждый транспортный пользователь принимает во внимание только свое личное время и свои прочие затраты, игнорируя те затраты, что создаются для других. А поскольку так поступает каждый, то возникает слишком много транспорта, и все пользователи инфраструктуры теряют время. Хотя в конечной ситуации, все пользователи инфраструктуры испытывают и покрывают общие убытки от потерь времени, еще возникают и внешние издержки от потерь ограниченных ресурсов (время, энергия). Эти результаты вытекают из факта «сбоя рыночного механизма», поскольку, как говорилось выше, отдельный пользователь инфраструктуры не сравнивает личные выгоды от своего транспортного решения с общими издержками, которые это решение оказывает на общество в целом (так называемые предельные социальные издержки). Решения, основанные на цене и примененные с учетом дефицита инфраструктуры, корректируют этот сбой рыночного механизма за счет обеспечения того, что цены, оплачиваемые отдельными пользователями, будут отражать полные издержки транспортных решений для всех других пользователей инфраструктуры. Результатом является то, что поездки вызывают более значительные издержки, чем выгоды. Гарантирующее снижение объемов транспортного движения приводят к более высоким скоростям поездок и экономии времени, которые выгодны всем.