Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 60

Кратко/среднесрочная перспектива

Долгосрочная перспектива

Автодороги

Другие виды транспорта

Автодороги

Другие виды транспорта

Издержки инфраструк-туры и перег-руженности

  Большее дифференци-рование по критерию пользования и износа в существующих системах сборов

  Покиломет-ровый налог для тяжелых грузовых автомобилей (на основе осевой нагрузки

  Пошлины

  Сборы, связанные с пользованием инфраструктурой

  Электрон-ное дорожное цено-образование для перегружен-ности и издержек инфраструк-туры

  Сборы с путей и другие сборы, связанные с пользованием инфра-структурой

Дорожно-транспортные происшествия

  Прогресс в системах переходящего страхования для получения желательной перспективной структуры 

  Системы страхования, покрывающие полные социальные издержки и дифференцированные по рискам (например, бонус/малус)

Загрязнение воздуха и шум

   Для легковых автомобилей: ежегодный налог с учетом выбросов (и возможно, километража)

  Для тяжелых грузовых автомобилей: доплата покилометрового налога

  Дифференцированный акциз в соответствии с экологическими характерис-тиками топлива

  Налог на углекислый газ (СО2), влияющий на глобальное потепление – одинаковый для всех видов транспорта

  Введение сборов в зависимости от выбросов, сборы за приземление на воздушном транспорте в зависимости от шума.

  Плата за въезд на основе фактических выбросов/шума с дифференцированием издержек в зависимости от географических условий (и, возможно, времени суток).

Хотя существующие системы не в состоянии осуществлять дифференцирование по времени и пространству, покилометровый налог на основе электронного одометра или совмещенный с электронным тахографом, представляет значительное улучшение существующих систем. Если затраты электронной версии, в настоящее время достигающие 300 ЭКЮ, смогут быть снижены, то можно будет рассматривать внедрение таких систем в частных легковых автомобилях. Технические устройства, традиционно используемые для покилометрового налога, смогут со временем эволюционировать до гармонизации с будущим инструментами «черного ящика» электронного дорожного ценообразования.

Так же следует определить, до какой степени существующие сборы на других видах транспорта могут быть модулированы в соответствии с различиями во внешних издержках и выровнены с уровнями внешних издержек, если это будет необходимо. Например, отдельные поездки на поезде могут облагаться налогом в соответствии с типом используемого подвижного состава и выбором определенных маршрутов (важно для шума и выбросов). Хотя сложные аспекты конкуренции за пределами Сообщества играют роль в авиации и морском судоходстве, сборы за приземления и портовые сборы могут варьироваться в соответствии с теми же принципами. Примером подобного подхода является введение дифференцированных портовых сборов для танкеров с чисто-балластными системами, которые безопаснее и экологичнее. Regulation EC N 2978/94, OJ L 319).

Иногда высказывается мнение, что увеличение цен на топливо является эффективным способом интернализации внешних издержек. Несомненно, сбор налога гораздо легче осуществить на практике, а потребление топлива имеет связь с пробегом. Тем не менее, этот путь имеет главные недостатки - за исключением достижения такой цели как снижение риска глобального климатического изменения, налог не может стать привлекательным вариантом для достижения других целей: потребление топлива имеет слабую связь с рисками дорожно-транспортных происшествий, загрязнения воздуха и перегруженности. Различные изучения, упомянутые в данном документе, показывают, что снижение остроты основных транспортных проблем после повышения цен на топливо, весьма ограничены. Более того, более высокие цены на топливо совсем незначительно стимулируют «ответственное поведение», но могут наносить удар по перевозкам вне населенных пунктов, которые, похоже, уже оплачиваются достаточно высоко. Поэтому справедливость, рациональность и затраты практической реализации, а также роль, которую налоги на топливо играют в составе растущих доходов правительств, должны быть учтены в процессе принятия решений по данному вопросу.